Русские традиции - Альманах русской традиционной культуры

Сборник народных рецептов

Народное знахарство, 25 замысловатых вопроса из народного травника

вкл. . Опубликовано в Целительство

Нелепые талисманы деревенских знахарей, которым верить вредно, смешно и грешно.

В настоящей статье, извлеченной из народной рукописи, знахарями разрешаются 25 замысловатых вопросов и все они разрешаются так легко, так просто, что не знахарю труднее, мне кажется, мутовку облизать, чем что либо ответить на 2-3 вопроса. До разбора каждого решения в отдельности, скажу вообще, что одни из них явно нелепые, другие сомнительные или вероятные, а третьи есть и верные.

1. Когда лекарства принимать. Когда день будет светел, чист и не весьма жарок, не ветроват, в тот день всякое лекарство принимать хорошо.
Лекарства приносят пользу, когда принимаются в хорошую погоду. Понятно, почему знахарями рекомендуется хорошая погода, при хорошей погоде и без лекарств не только больные, но и здоровые чувствуют себя легко, приятно и весело, а больные избавляются от излишнего давления воздуха или его разряженности.

2. Чтобы зверь не ушёл. Когда намерен стрелять по зверям, прежде всего потри ружье чемеричным корнем, тогда хотя и малую рану зверю сотворишь, но уже зверь не может уйти.
«Чтобы зверь не ушёл — мазать ружье чемеричным корнем». Здесь тоже есть основание: чемерица ядовита. Если дробь пропитается чемеричным ядом также, как стрелы дикарей туземными ядовитыми соками растений, то дробь, войдя в кровь зверя, может умертвить его не только раной, но и ядом.

3. Чтобы жена скоро разрешилась. Когда женщина в родах томится, то напиши на бумаге: «Помяни Господи, сыны эдомские, иерусалимские, глаголюше: истощайте, истощайте до основания его». То письмо положи ей за пазуху и Бог разрешит вскоре. Или положи священную вербу и от того скоро разрешится.
Против этого следует сказать, что к Господу с молитвой должно обращаться во всякое время и во всякой вещи, но помнить при этом слова Спасителя: «Что Ми зовете Господи, Господи и не творите, яже глаголю», а Господь суеверие воспрещает. При молитвах, с верой истинной, Господь поможет и без вербы, и без записочки за пазухой. Кто-же обращается к Богу без веры или с надеждой более на записочку и вербу, чем на милость Божию, тот, по слову апостола Иакова: «Да не мнит, яко получит, что от Бога» (I, 6 — 7).

4. Чтобы дитя не пугалось. Если дитя пужается, то положи девясиловый корень в голову, не будет пужаться.
Дитя не будет пугаться от девясилова корня, если положить в голову — суеверие.

5. Чтобы дитя спало. Возьми у молодого телёнка слюней и помажь по устам, спать будет.
Теленок весьма полезное для детей животное, но только в другом отношении: когда ходит оспа, возьми у молодого теленка не слюней, а оспы и привей ребенку, оспа не придёт. Это, други мои, верно, испытано и всем вам советую это делать, а не отлынивать под разными предлогами, якобы от печати антихриста. Поверьте, друзья, что оспопрививание благодать Божия, которую Он открыл ученым людям по своей любви к детям, а вы такой дар Милосердого Господа считаете за печать антихриста! И преспокойно заразившихся оспой детей зарываете в темные могилы! Вразумитесь! Вы не ведаете, что творите!

6. Как у беременной женщины узнать, кто родится сын или дочь? Возьми у ней грудного молока и опусти в воду, если потонет, то будет дочь, а сверху будет — будет сын.
Гадаше о том, кто родится — сын или дочь — суеверно, но случайности возможны.

7. Чтобы извлечь из беременной женщины мёртвого дитя. Возьми козьего масла или молока, смешай с вином и дай ей выпить. От сего мертвое дитя выйдет вон.
Рецепт для извлечения мертвого плода требует проверки со стороны врачей.

8. Чтобы узнать тайну женщины. Совиное сердце в сусле тереть и положить сонной жене к левому боку, во сне все тебе скажет.
Совиное сердце открывает тайны женщины — суеверие. Положим, живая сова считается у нас зловещей птицей и во сне ее видеть страшно: предвещает, как знахари толкуют, похороны, но что-же может сказать мёртвое совиное сердце? 0-о-хо-хо! Горе вам книжники, грамотеи и книгочеи! Начитались вы болгарских басен, сонников, Зелейникова Прохладного Вертограда, переведенного с немецкого языка в 1672 г. подъячим Микифоровым. Это заимствовано из Вертограда, а не всякой книге можно верить. Вот что.

9. О нелюбви мужа женою. Которая жена от мужа живого будет бегать, вынь из живого воробья сердце, свари и дай ей есть, то станет любить и не станет бегать никогда. -
Это советуется тоже под влиянием Прохладного Вертограда. Там о воробьином мясе и яйцах вообще много говорится разных глупостей, но верить им, конечно, нельзя.

10. Как у сонного человека испытать секретные мысли. Поймай огородную лягушку и в сонному приложи к подошве, а сам возьми за безымянный палец и спрашивай, что тебе надобно, — все секреты объявит.
Да, лягушка в народном поверьи — не последняя спица в колеснице — она тоже играет значительную роль: сами бабы-яги и ведьмы варят из неё волшебные составы и питаются ими. Вот какая лягва мудреная штука! Не даром женщины так их боятся и как только завидят, то поднимают визг или вооружаются палками, как против змей или крокодила, а между тем лягушка предоброе существо и преполезное для сельских хозяек. Не бейте женщины лягушек: они не откроют ваших тайн, не бойтесь, это одни шутки, а спасенные лягушки сумеют вам быть по гроб благодарны: они сохранят вам от гусениц и червяков вашу капусту, репу, свеклу и все, чтобы ни было посажено от ваших трудов праведных.

11. Чтобы муж любил жену, а жена мужа. Если камень магнит будет носить при себе, — (будет любим женою своею; а жена будет носить — мужу любима будет.
Магнит оказывается притягивает не одно железо, а и супружеские сердца, Об этом также трактует и Прохладный Вертоград, объясняя это тем, что кровь, обращающаяся в супружеских сердцах, имеет в себе кровяные шарики, для образования которых иногда пьют разные железные препараты: опилки, настой от ржавых гвоздей, окись железа и проч. Вот магнит-то и притягивает к себе сердечное железо, а когда притянет, возгорается в сердце любовь. Предание свежо, а верится с трудом.

12. Чтобы люди почитали. Камень ласточкин единый носить при себе в перстне, все люди будут честь воздавать.
Ради почета знахари советуют носить в перстне ласточкин камень. Прежде всего является вопрос, что это за штука такая ласточкин камень? А это, видите ли, по объяснению Прохладного Вертограда, камень, найденный в животе молодой ласточки. Опять что-то не понятно.

13. Ещё о перстне. Весьма полезно всякому человеку носить на себе перстень из слоновых копыт.
Полезно носить перстень из слоновых копыт. Ну что же носите на здоровье, а у кого нет, советую отправиться в Африку, поохотиться на слонов, зайцы уж всем надоели.

14. Чтобы желтость пропала. Полезно носить на себе янтарный крест, от оного многие получают исцеление от желтости тела.
От желтизны тела знахари советуют носить янтарный крест, для того же у народа в большом употреблении янтарные бусы. Греки и Римляне дорого ценили янтарь, как целебное средство от болезней и носили его в амулетах, но сколько мне известно янтарь русским девушкам помогает плохо, а вернее ничего. Некоторые думают, что янтарь тоже, что мифический алатырь камень, из под которого текут реки всему миру на исцеление, а корабельщики берут много с него снадобья, как велемудрствует апокрифическая голубиная книга, а потому-то русский суеверный народ и придает янтарю такое громадное значение, которое в действительности не оправдывается.

15. От падучей болезни. От падучей болезни избавляет выхухолево гнездо. Привяжи его на шею в тафте, от того выздоровеешь.
От падучей болезни выхухолево гнездо. Сомневаюсь так-ли, не вихирево-ли гнездо? Быть может в моей рукописи описка, а вихирево гнездо, как называется растение Омелла (вискум-альбом), действительно, есть и, по мнению Галлов, питье из Омеллы исцеляет от всякой отравы, у нас же и падучая болезнь почитается за порчу или отраву каким нибудь зельем. За растением Омеллой врачи признают полезное действие в судорожных болезнях, как-то: корчах св. Вита, истерике, трясении и проч. Но разумеется врачи пользуют не паузами, а дают Очеллу в виде отвара, как говорится, через час но ложке.

16. Чтобы во сне не грезилось. Привяжи олова на правую руку под мышку — не будет во сне грезиться.
Чтобы во сне не грезилось — привяжи под мышку олова. Вот это верно, умный человек придумал. До грез ли тут, когда у спящего под мышкой кусок олова да еще шероховатый может быть, как он пошевельнется или во сне потянется или перевернется сейчас-же олово и кольнет его под мышку. А уж при таком деле не до грез, не до снов, дай Бог глазоньки сомкнуть.

17. От змеиного укушения. По укушении человека змеею, проговори тако: «3мея! тебе до воды далеко, а у меня есть вода во рту.» Плюнь на рану, где ужалено, тотчас жало выскочит и болеть не будет.
От укушения змеи знахари рекомендуют заговоры и плевок на рану. Нет, милые читатели, от змеиного яда не зачураешься, не отплюешься, а первым делом при таком случае следует сосать из раны кров (если нет ссадин в полости рта) и выплевывать, затем чем попало туго на туго перевязать укушенный член так, чтобы зараженная кров из него не расходилась по всему миру. Далее, следует рану прижигать раскаленным железом или нашатырным спиртом. Рану заживлять не следует, а к опухшему месту прикладывать тёртый картофель и уксус. Такие меры рекомендую до прибытия врача, к которому ужаленный обязательно должен обратиться за дальнейшими советами.

18. Чтобы пчелы водились. Есть трава маточник. Она добра к пчёлам, на неё сама матка пчелиная летает и берет оной себе на потребность. Кто сию траву держит и по все её ульи обтирает, то поставит пустые и в оных будут пчелы водиться беспрестанно.
Для пчел рекомендуется трава маточник (меллиса оффициалис). В этом знахари правы; но свидетельству пчеловодов, матки и все пчелы, действительно, любят эту траву и берут с нея мед, за что она и называется также медовкой или медуницей.

19. Чтобы рой не отлетел. Кто хочет пчёл водить, то потребно наложить во пчельник осетриную кость. Никогда не будет отлетать рой.
Чтобы рой не отлетел, рекомендуется иметь на пчельнике осетровую кость. Тут осетр не примем, а, видите ли, в чем дело. Отроившиеся пчёлки нуждаются в приюте, хотя бы в каком нибудь дупле, скворешнице, дереве или лошадиной голове — теремке мышки. Для этого-то на колья загороди и надеваются пчеловодами черепные кости лошадиные да воловьи пожалуй, можно надеть и осетриную кость, но полным скелетом.

20. Как стать невидимкой. Возьми из летучей мыши правый глаз и от чёрной кошки левое ухо, свари от черной коровы в молоке, сделай наперсток и носи — никто не будет видеть.

21. Иное средство быть невидимкой. Есть птица Синь (?) знаема. Кто её гнездо найдёт, то надобно оное вынуть с яйцами и шупать в оном гнезде камня, которого ты и сам не видишь. Тот камень положи за щеку будешь невидим.
Знахари ни над чем не задумываются, они дошли до такой дерзости, что предлагают снадобья сделаться невидимкой. Вот какая блажь, дурацкая фантазия приходит иногда в голову невежественным людям. Для достижения такой нелепицы знахари предлагают носить наперсток, сделанный из правого глаза летучей мыши (что ни в птицах птица нетопырь) да из левого уха черной кошки, сваренных в молоке от черной коровы. Это первое средство, а вот и другое готово: камень птицы Синь (?) найди и положь за щеку — будешь невидим. Братцы мои неужели и ныне кто-нибудь верит такой дребедени?! Ведь невидимки придуманы только в сказках для забавы легковерных детей их услужливыми бабушками, всю жизнь путешествующими лишь с печки на полати и следовательно ничего не видавшими, тёмными и суеверными. Бабушки же нам рассказывали про скатерть самобранку, шапку невидимку, драчун дубинку и ковер самолет. Вот этих то суеверных болтушек и следовало бы, накормив со скатерти самобранки, нахлобучить шапкой — невидимкой, посадить на ковер самолет и проводить драчун дубинкой в тридевятое царство в тридесятое государство от глупых сказок отчураться, уму — разуму набраться. Правда тому, кто не дорожит жизнью, невидимкой сделаться можно и на то есть тысячи средств. Гораздо проще и вернее: возьми, к примеру будь сказано, нарви побольше корешков мухомора, изсуши в вольном жару, истолки в порошок, запарь в корчаге, если хочешь брось в снадобье левый глаз летучей мыши и правое ухо черной кошки, это не помешает, взболтай осиновой мутовкой и выпей натощак—через три дня будешь невидимкой. Только избави Бог, я не желаю того и злому татарину.

22. Чтобы получить желаемое, убей змею, оторви голову, положи в неё три горошенки и посади в подполье под передний угол. Когда выростут три ветвины, то сделай из них на голову венок, в нём поди в лес, сядь, очертись кругом и смотри лешего. Он станет просить венок, а ты спроси у него корень, а без корня не отдавай. Когда леший даст тебе корень, отдай венок, — и получишь желаемое.

Получить желаемое оказывается довольно трудно. Здесь главную роль играет царь-горох (до царицы чечевицы очередь ещё не дошла) его дорогим цветом соблазняются нечистые силы и обладателю волшебного горохового цвета предлагают на обмен больше, чем золотые горы—корешок, с которым можно получить всё, что ни пожелаешь. В этом случае дорогой Горохов цвет можно только сравнить с серебряным цветом папоротника, к которому также крайне не равнодушна вся нечистая сила. Надо полагать, цвет папоротника и гороха у нечисти заменяет наши драгоценные камни, бриллианты, рубины и т.п. В другом народном поверье горохов цвет, выросший из убитой змеи, доставляет человеку способность, если положить в рот, знать мысли других. Желания наши, как у жадной старухи в сказке о Рыбаке и Рыбке, не ограничены и прежде всего, чтобы быть довольным своей судьбой, следует ограничивать свои желания и жить, по одежке протягивая ножки. Если желания наши умеренны и благоразумны, то их всегда возможно достигнуть терпением и честным трудом. Терпение и труд всё перетрут. Одно условие, при желаниях внешнего благосостояния, всегда начинай с маленького; если желаешь иметь корову, заведи сначала телушку, желаешь иметь тысячу рублей, не жди, что она свалится тебе с неба, а пусти в оборот сотню, если желаешь иметь участок, заведи прежде огород. Тише едешь, дальше будешь. А главное трудись и молись, молись и трудись — в том вся жизнь человека, а на лешего надежда плоха, лишнего желать тоже не следует: умрём, с собой не возьмём, а дети сами должны зарабатывать; обязанность родителей лишь научить их взяться за дело и пустить их трудиться во славу Божию, ведь праздность мать всех пороков.

23. Чтобы лошадь со двора не пошла. Медвежье сердце высуши и сотри в мелкий порошок. Оный перед воротами развей по воздуху, от того лошадь сама со двора никогда не пойдет.
Чтобы лошадь со двора не пошла, знахари озорники нашли средство простое и, кажется, верное: порошок из медвежьего сердца развеять перед воротами.
Такой не доброй прибаутке я согласен верить, но тут нет никакого фокуса и чарования, а естественно всякая лошадь боится медведя и ощущая обонянием, которое у животных несравненно острее, чем у человека, присутствие медвежьего запаха и вдыхая медвежий прах, будет артачиться и не пойдет со двора. Я сказал, что это не добрая шутка и верно: взбесившаяся лошадь может искалечить седока и натворить таких чудес, что после с судом не разберешься. А признаться, такие шалости молодые ребята проигрывают иногда со свадебными поездами, когда выходит замуж их ясынька чернобровая за сильного соперника или что-нибудь в роде этого, но такие шуточки непростительны.

24. Чтобы собака не лаяла. Надобно достать в одно время у чёрной собаки левый глаз, а у волка сердце и оные иметь при себе: никакая собака лаять не будет.
Чтобы собаки не лаяли - для этого пресловутая книга, глаголемая Прохладный Вертоград, о которой я уже не раз упоминал, одобряет следующее: «Сердце собачье изсуши и на порох изотри и тот порох нити в питье в каком ни буди, тогда собаки на него не лают. У наших знахарей снадобье посложнее: к нему приплетается ещё волчье сердце, о котором также толкуется, что его сушеное добро держать на многие потребы. Допустим/ что эти снадобья действительны: собаки ни гу-гу, хвосты подожмут да под амбар убегут, но на что спрашивается они нужны, пусть собака лает, ветер несет, а полает да отстанет, так говорит пословица. Нет тут есть цель и цель преступная, воровская, чтобы собаки лаем не разбудили хозяина и не помешали мошеннику свести лошадку или очистить в клети воробьи с сарафанами. Хороши же наши знахари: они потатчики ворам, потворщики конокрадам. Это не делает им чести.

25. Чтобы нечистых духов отогнать. Нечистые духи отгоняются ослиным салом; назнаменуй окна, двери и ворота салом накрест и тогда исчезнут все нечистые духи.
Нечистые духи отгоняются, по рецепту знахарей, ослиным салом, но не просто салом, а «назнаменуй», салом окна, двери и ворота накрест. При этом невольно возникает вопрос: что-же именно отгоняет бесов: ослиное сало, или крестное знамение, или то и другое вместе? Как подумаешь, в нашем народе ещё доселе удивительное двоеверие — смесь язычества с христианством. Более тысячи лет, как русский народ принял христианскую веру, а от язычества и суеверия доселе не отстал. Трудно найти причину, почему у знахарей ослиное сало имеет силу отгонять бесов, а сало воловье, если им кадить неплодных, разрешает неплодие. Значить, сила не в ослином сале, а в крестном знамении; так бы и следовало сказать, но знахари любят свои рецепты затуманивать, усложнять и украшать разными диковинками, чтобы отвести глаза и одурачить здравый смысл людей истинно верующих в силу Божию, а не в их омрачительные знахарства с корыстолюбивыми замыслами обирать доверчивых тёмных простецов и потом над ними-же смеяться: «вот дураки то, их не сеют, ни орут, а они сами родятся и в наши сети валятся». Я же, братцы мои, скажу: ну причём здесь ослиное сало, когда делается начертание креста, крест можно изобразить чем угодно: пером, карандашом, мелом, углём, ножом и пр. И чем бы ни был изображен Крест Господень с молитвой и верою, он, по учению святых отцов и апостолов, «есть красота церковная, царём держава, верным утверждение, бесом же язва» (Доп. Требник, изд. 1863 г. Киев).

Этим я и заканчиваю свои летучие, скороспешные заметки по поводу народного знахарства и приношу свою сердечную благодарность священнику г. Казани Н.А. о. Любимову за доставление мне такого богатого материала, каким, без сомнения читатели найдут только что приведённый мною народный травник.

А.Можаровский.
Перепечатано из «Саратовских Губернских Ведомостей» эа 1890 г.
Саратов. Тип. Губ. Правл.

Метки: Рецепты Здоровье Целительство

Присоединиться к группе на FaceBook

Наш канал на YouTube: