Русские традиции — Альманах русской традиционной культуры

Сборник народных рецептов

Народное знахарство, народный травник. Описание таинственных трав

вкл. . Опубликовано в Целительство

Нелепые талисманы деревенских знахарей, которым верить вредно, смешно и грешно.

У грамотных деревенских знахарей по всему Поволжью попадаются иногда таинственные рукописи, писанный полууставом. Они носят название травников или зелейников; в них содержится описание разных трав и корений, описываются их наружный вид, какие имеют травы корпи, стебли, листья и цветы, какой имеют травы вкус и запах, в каких местностях растут и на какой почве; когда следует какую траву собирать и как приготовлять из неё известное снадобье или зелье для лечения недугов или для чарования. Один из таких зелейников мною приобретен в Казанском уезде, и я, чтобы познакомить народ со всеми нелепостями пресловутого знахарства и хотя отчасти поколебать его веру в невежественных знахарей и ведунов, решил напечатать из него извлечения в таком печатном органе, который более всего вращается в среде народа. Таким органом в Саратовской губернии без всякого сомнения являются «Саратовские Губернские Ведомости».

Бот какие небылицы (только что не в лицах) содержатся в моём зелейнике о травах, корнях и других предметах.

1. Трава ревенка (ревенька). По вечерним зорям давать порченным людям пить, порченный скажет, кто его испортил и будет называть именем и прозвищем.
А жена у кого испорчена, то жене положи под голову, — и она станет сказывать всё. Ревенка же / бра человеку — плавать с нею по воде: корень держи во рту — лёгок на воде будешь, корень брось в во против воды поплывешь».
По тихой воде и без корня ревенки (ревеньки) умеющий плавать поплывёт, если захочет, против во, 4, а дать бы корень в зубы знахарю да пустить его самого в весеннюю бурную воду по маленькой р прорывающей мельничные плотины, чтобы он сказал?

Трава Ревенька растёт на воде или подле воды, ростом она в локоть, местами красновата.

Трава ревенька мне неизвестна, а есть трава ревень, растущая в киргизских степях на возвышенных местах. Корень ревень в отваре дается внутрь при болях в животе и употребляется от того-же в медицине. Не ревень-ли называется у народа ревенькой?


2. Трава кудрявый дягиль — без сердца. Эта трава добрая — от еретиков. Кто сие по утру ел, тот человек порчи того дня никакой не боится. А и не любят, носи корень с собою на голове — любить будут.
Не потому ли знахари думают: того будут любить люди, кто будет носить на голове дягиль без сердца, что сама любовь есть отсутствие «сердца» (вражды). Такой вывод из игры слов довольно забавен.

Трава Кудрявый дягиль. Внешний вид этой травы в травнике не описан, но но своей распространённости оп известен многим. Ученые дягиль разделяют на два вида: 1) архапгелика и 2) сельвестрис. Первый вид имеет широкое применение при лечении чумы, о чем сказано в «Туркестанских Ведомостях» за 1871 г., № 25. Лапландцы сухой корень дягиля жуют от зубной боли, — и цынги они не знают, несмотря па суровый климат. В медицине употребляется в болезнях, требующих возбуждения жизненных сил.


3. Трава прострел боровый. Эта трава весьма добра носить при себе: дьявол за три степени бежит. Она же добрая ясть всякому человеку и держать в дому своем. Если избу ставить, под первым углом положи, и будет добро.
Вот какая душистая трава, а мы её ногами топчем, давно бы следовало всем носить её при себе и гонять дьявола за три степени, ведь тогда бы и грехов на нас не было. И верят же такой чепухе наши темные люди! о хо-хо…

Трава Прострел боровой растёт при борах сильных и плотных в марте, апреле и мае сквозь снег, ростом в пядь, кустиками, а цвет синий, весьма хорош.
По ученому, прострел называется аконитум, лют-ппком, а но народному он же или виды его зовутся: волколой, волчий корень, борец, преград и прикрыт. Он растет по Волге и разводится в садах. Употребляется при многих болезнях: ломоте, простуде и др. Он ядовит и врачами при нервных болезнях прописывается в небольших приёмах, чтоб не случилось отравления.


4. Трава попугай. Кто ту траву носит при себе где хочет — что попросит дадут, скоро. А где скоморохи играют, и ты кинь под ноги, они передерутся и игру всю переломают.
Забавная трава! что-же это никто не попробует бросить под ноги паяцам в каком-нибудь балагане. Вот бы вышла «комедия»! И дешево и сердито! Одно беда: никакой травы с таким свойством нет, это брехня знахарей, которою они обманывают православный народ.

Трава Попугай растёт но низким землям, стелется по земле загашниками, собой едва узнать можно от земли, цвет белый.
Эта трава мне неизвестна; вероятно, она называется ещё как-нибудь иначе.


5. Трава перекос. Эта трава весьма добра: и змея от неё спит, и ужи и лягушки противиться не могут. А человеку положить под головы, он 10 дней проспит; а семечку положить в рот да пойдешь водою, только вода расступится.
Поди-ка ты! какое простое средство! Возьми семечко в рот и иди по морю, аки посуху — вода расступится. Чудеса да и только! Вот беда-то придет всем кораблям и пароходам, когда узнают люди это средство! А, верно, русские богатыри тоже знали один секрет травки —перекос, не даром богатырский сон был на двенадцать дней!

Трава Перекос сама собою темна, цвет как вороной конь, цветёт стручками и в них семечко». Название перекос мне тоже неизвестно.


6. Трава Любиста. Корень, как баранья лодышка, добре носить при себе: люди любить и почитать станут. По утрам умывай рябины — сгонит их всех.
Выше было: носить дягиль без сердца, сердиться не будут; здесь носить любисту — любить будут. Выдумка незамысловата, но игра слов богата. Рябым красавицам дешёвое притягательное средство, а всё, что дёшево, то гнило.

Трава Любиста растёт при болотах и при красных борах, по старым каменным местам и при больших реках, ростом в локоть, цвет беловат, среди цвета листочки, корень как баранья ладыжка.
Любиста — это заря, а по учёному лигустикум — левистивум. Сок этой травы служит лучшим кровогонным средством и даётся врачами до 3 унций на несколько приемов. Сок из корня одобряется при истерических припадках, которые в народе считаются за порчу и называются кликушеством.


7. Трава Скерпа. Держать торговым людям. Как станешь торговать, положь под правую пазуху: возьмешь за дешевую цену, а продавать станешь за дорогую; положь под левую пазуху: твой товар прежде покупать станут.
Трава Скерпа для коммерческих людей открывает новую Америку, богатую золотом. Держать под пазухой скерпу и надувать покупателей — чего лучше! Для безсовестных торгашей неоцененное благо. Пожалуйста, господа коммерсанты, кто из вас имеет под пазухой скерпу, потрудитесь мне её показать, я хоть бы посмотрел на такое сокровище.

Трава Скерпа растёт в можжевельнике, наверху листочки, корень, что дуга, на конце ложкой. Не знаю этой травы.


8. Трава Терпелка, весьма добра от мороза: ежели помажешь руки, ноги и сам весь вытрешься после бани — и иди нагой куда хочешь, ничего не учинит.
Я думаю тоже, что мороз ничего не учинит, кроме обмораживания членов, сильнейшей простуды и, пожалуй, смерти. Конечно есть средства, например спирт, который на время разгорячают тело, но от простуды средств ещё не найдено. Если бы действительно терпелка сообщала силу перетерпевать мороз, то давно бы ей пользовались жители Лапландии, Гренландии да и наши полунагие галахи.

Трава Терпелка растёт в огородах в пяты и выше, сама красна и называется индорумянцем. Тоже не знаю.


9. Трава разенка. Эта трава добра: наложи ея под головы жене, сама о себе сквозь сон вскоре скажет, с чужим мужем живет, или добро мыслит.
Должно полагать, что разенка родная сестра ревенке: обе предательницы, обнаруживают сокровенные тайны, а ведь это нехорошо. Тем более разенка — сплетница, об ней я слышал, что она более любит женщин и выдаёт им все секреты мужей.

Трава Разенка растёт кустиками, по земле стелется и вяжется. Мне неизвестна.


10. Трава Осот весьма добра. Кто её знает, тот велик, добр, толст, образен. Кто хочет участия быть, носи при себе, корень же её светел, как воск желтый, против солнца положь. Куда ни пойдешь, много добра обрящешь: и в людях честь, и разных ремеслах Бог поможет; тот человек сам будет славен и вознесётся на земле.
Вот и ремесленники не забыты и для них услужливые знахари придумали свой талисман. Но православно-ли так думать: кто носит траву осот, тому в ремеслах Бог поможет? Бог помогает всем в добрых делах, когда люди начинают дела с Божьего благословения.

Трава Осот. Она собою весьма красива, светла, листочки круглы — что денежки, высотою в пояс, цвет на ней разный, узориста, растёт по сильным местам раменском кустиками.
Осот, по учёному, называется центавреа-бенедикта, попросту он называется волчец кудрявый, стоголовник или чертополох. В народе употребляется при разных болезнях; по словам Нашинского, винная настойка из листьев осота излечивает ревматизм.


11. Трава Адамова голова. Ту траву рвать прежде всего оградясь крестом Господнем и говорить молитвы «Отче наш» и «Помилуй мя Боже»; а кто знает грамоте, тому подобает честь 12 молитв: две Честному Кресту, четыре Божией Матери, две Иоанну Предтече, две Сергию Радонежскому и две великомученику Кирику и матери его Улите; прочитавши, сорвать и принести в дом. Если случится в доме сем порченый человек, от сей травы истинную правду скажет — кто его испортил. Которая жена не рожает детей, то сей травы, адамовой головы, сварить и нить, отчего будет рожать. А если пожелаешь видеть дьявола или грешников, то освяти той травы святою водою и положи на престол на» 40 дней и потом носи оную при себе в чистоте, тогда узришь водяных и воздушных бесов. А кто пожелает удержать воду и построить мельницу и дом, то-оную освяшенную траву держи за поясом. Если кто изсечет руку или ногу, то сею травою с женою пересыпать и вскоре заживёт».

Дивная трава! — такой еще не было: на все годна — п чаровников, наводящих порчу, открывает, и неплодных разрешает, и дьявола со всеми бесами показывает, и воду удерживает, и раны залечивает. Что-же это такое? Какою силой она действует—Божеской или бесовской? Она срывается с молитвами, кладется на престол, наконец самое название её —Адамова голова, взято от имени праведного Адама, значить она не может действовать силою нечистой, а творит чудеса силою Божеской. Но знайте, суеверы, Господь открывает свою благодать людям в таинствах православной церкви и посылает исцеления всем с верою к нему прибегающим и без трав, корней и суеверных обрядностей. Ваши чудодейственные травы — один вздор, обман и морока. Все травы — простые травы, одним словом сено, с тою лишь разницею, что одни из них питательные и полезные в болезнях по своей природе, а другие наоборот ядовитые и вредные, опять-таки по своей природе. А посему тому, что Адамова голова разрешает неплодие жён ещё можно иметь доверие: травы оказывают своё действие на организм человека, а тому, что травы может дьявола, леших и водяных показать, верить сохрани Боже! Это даже курам смех.

Трава Адамова голова растёт возле болот, кустиками по пяти и но шести вместе, высоким ростом. На ней цвет багроват, расцветает весьма хорошо кувшинчиками и всяким видом.
Адамова голава по ученому называется атропа мандрагора, а в просторечии слывёт под именами мужской корень, покрик, сонное зелье. Мужским корнем, вероятно, потому, что употребляется при венерической болезни; покриком называется потому, что отравляет и производит крикливое бешенство, а сонным зельем потому, что принятый корень этой травы в порошке 'от 2 до 3 гр., по совету врачей, производить усыпление. В медицине адамова трава употребляется при судорожных припадках, истерике и меланхолии.


12. Трава Сама Царь. Рвать её на Ивана Купального в пятницу по утру и до Иванова дня или после него в такой-же день. Тогда трава весьма угодна. Той травы корень изсечь и ходить с ним в воду и мельницу ставить, и плотникам, которые церкви строят, кто ходит высоко и смотрит вниз, покажет на земли и страху никакого иметь не будет. А кто хочет ехать или идти на бой или войну, возьми той травы корень с собой и потри саблю свою или кинжал, и ты сам будешь и полководцем и всем обладать.
Интересно знать, сколько дураков обморочено этой травой и «сделались полководцами и всем обладали?»

Сама-Царь растёт при великих реках или на старых местах. Оная растёт в локоть, сама синяя, а листом по 6, 16 и 31, а цвет на ней различный; четыре: 1-й синий, 2-й багровый, 3-й черный и 4-й зеленый.
Сама Царь — это название для меня не слышанное, но есть трава царик, царь из породы ятрышника, который по учёному называется орхис торио, не эта ли трава сама-царь? Если так, то сама-царь полезна женщинам, изнуренным кровотечением. Гартман уверяет, что женщины не только порошком ятрышника излечиваются, но и делаются способны к рождению.


13. Трава сонная. Она имеет силу ту, когда положить ее себе в головы, то все скажет, что с кем бывало или кто на тебя думает зло или добро».
Чудеса в решете да и только!

Трава Сонная — она кустами, мелкая, стелется по земле на песок.
По описанию, на сонную одурь не походит, не знаю такой травы, должно быть она имеет другое название или в моей рукописи название не разобрано и написано ошибочно.


14. Трава Плакун. Она угодна держать в чистоте и на кореньях её должно строить дом. В котором доме есть нечистый дух, положи той травы в оном доме, то тот же час нечистый дух отбежит. Корень ся угоден носить на кресте. Великая есть сия трава: всем травам царь и полезна скоту рогатому — у кого скоть не стоить. Кто хотеть в чести быть, то вырежь из её корня крест и носи на себе»,
Плакун рекомендуется знахарями домовладельцам-скотоводам. Суеверы думают, что в доме или на дворе яшвет нечистый дух — домовой, который нередко наносит вред домашнему скоту, мучает его по ночам, отбивает его от корма, ероншт его шерсть и проч., от чего скотина худеет, хворает и мрет. Что-бы отогнать такого злого духа, знахари предлагают плакун, а я, гг. скотоводы, советую вам только повнимательнее наблюдать за содержанием своего скота, посытнее его кормить, потеплее устраивать хлевы, почаще в них убирать навоз, не бить скотину ни мешалками, ни вилами да не клясти ее: «чтоб те издохнуть, чтоб те прптка ударила», и верьте никакого нечистого духа в этпх домах и в духах не будет. Когда ваш скот захворает, то советую немедленно обращаться к ветеринарному врачу, а если придется строить новую избу, то вместо знахаря с плакуном, пригласить священника с крестом да отслужить молебен.

Плакун, по учению знахарей, годен также людям честолюбивым, ищущим почета и уважения. Это не единственное приворотное средство: для такой же цели, как мы видели, служат —кудрявый дягиль, осот и любиста, а по отношению к домостроителям и нечистой силе плакун играет роль сходную с травой прострел боровой и адамовой головой. Не мало же гонителей демонской силы рассеяно но нашим лесам и борам!

Трава Плакун растёт при больших и малых реках, ростом в конопель, цвет на ней багровый или красноватый, а корень её жесток, как березовое дерево».
Известна трава белый плакун, по учёному астра-галюс, растёт в окрестностях Малой Минусы; народа растение в виде отвара даёт детям внутрь от испуга. В медицине плакун не употребляется, если народом не смешивается он по созвучию с травой плаун; плаун практикуется при разных болезнях и, между прочим, как присыпка перепрелых мест у детей.


15. Трава Сорочка. Когда родится младенец, то наварить сей травы и теплою водою оного окатить, то во весь его век глаза и зубы болеть не будут.
Этакое чудесное средство! Все зубные и глазные врачи, если-бы нашли эту травку, продавали-бы ее на вес золота.

Трава Сорочка растёт при тёмных, глухих лесах, Цвет на ней бел, по два листочка на стороне, а ростом она в одну четверть аршина.
Сорочки я не знаю, но есть трава — сорочья ягода.


16. Трава Белокопытник. Она добра от того, если мать или мачеха детей не любит, то, сварив оную, пить или на себе носить.
Белокопытник иначе называется мать и мачеха, а потому, вероятно, и считается он за такое средство, которое будто-бы укрощает гнев и злобу против детей их, мачих и матерей. На самом деле Белокопытник употребляется лишь против грудных болезней.

Трава Белокопытник растёт на пустошах, мала на ней лист на подобие капусты, одна сторона гладка, а на другой мох беловатый».
Белокопытник известен, он же в других местах носит название мать и мачеха, матерник, подбел и двоелистник. Белокопытник полезен в золотушных болезнях и в аптеках идёт для составления сборов от грудных болезней.


17. Трава Лась. У неё корень двух родов: первый белый, а второй черный на подобие орешников. Средство возбудительное. Сею травою излечивается кила и порча из человека изгоняется.
«Дорчу» изгнать мало из деревенского человека; надо-бы такое средство, которое дурость из людей изгоняло-бы, чтоб меньше они верили знахарям, тогда и «порча» никого не тронет!

Трава Лась растёт в борах, цвет на ней багроват, вышины в локоть.
Вероятно трава имеет другое название, а лась я не знаю.


18. Трава Хохлоч. Сию траву следует брать на Иванов день сквозь серебряный перстень и носить на себе. Оный человек не может бояться дьявола, ни злого человека. А если в суд попадет, то одолеет своего соперника! Князи и бояре полюбят его и от них всякую честь получить да поможет».
Любезная трава воров, мошенников и всякого рода преступников, она перехитряет правосудие, виноватого оправдывает, а правого обвиняет. Г.г. присяжные! В виду вышеизложенного я советовал бы вам всех подсудимых обыскивать, нет ли при них где-либо в ушах, в ноздрях или зубах былинки хохлоч, а для сего я опишу и приметы этой травки: ростом в локоть, на стороне по девяти листов, на сей траве сверху четыре цвета: 1-й зеленый, 2-й белый, 3-й синий и 4-й багровый.

Трава Хахлоч растёт при реках или болотах, одна только по-полудни, ростом в локоть, на стороне по 9 листьев. На сей траве вверху четыре цвета: 1) зеленый, 2) белый, 3) синий, 4) багровый».
Траву хахлоч определить не могу.


19. Трава Царевы листки весьма полезна. Кто ее при себе носит, того человека навсегда будут любить всякие люди. А если у кого глаза будут болеть, то можно оною травою парить, получишь здравие».
Относительно полезности этой травы при глазных болезнях ничего не знаю, а что касается до её свойства привлекать к владельцу общую любовь, то это вздор чистейший!

Трава Царевы литки сомою весьма мала, ростом в иглу, желта, а цвет на ней багров, а когда смотришь на оную против солнца, — кажутся на ней узоры.
Есть травы: царский скипетр, царская свеча, царское семя, царские кудри и, помнится, царские очи, но царевых листок я не знаю.

А.Можаровский.
Перепечатано из «Саратовских Губернских Ведомостей» эа 1890 г.
Саратов. Тип. Губ. Правл.

Метки: Рецепты Здоровье. Целительство

Группа на Facebook

Facebook Image

Группа во вКонтакте

Канал на YouTube: