Русские традиции - Альманах русской традиционной культуры

Рассказы на сайте «Русские традиции»

Деревня на «чертовском» враге в Бронницком уезде

вкл. . Опубликовано в Рассказы Просмотров: 1281

Старинная деревня Поддубье расположена в Ульянинском сельском округе на небольшом ручье, ныне перегороженном, и образовавшем большой пруд, где когда-то была хорошая рыбалка. В его чистой воде неплохо искупаться и позагорать на обоих берегах, покрытых сочной травой.

Сейчас эта речушка не обозначается на картах, но раньше она носила интересное название Чертовка. Именно так она, вместе со стоявшей здесь деревней Поддубье, упомянута в «Писцовых книгах Московского государства» времён царя Ивана Грозного.

«За Тамилом и Сергеем Семёновыми детьми Туличевского, прежде за И. Хлоповым, пустошь, что была д. Поддубье на речке Чертовке».

Каких либо сведений о Туличевских, мелких землевладельцах, автору найти не удалось, а вот что о «сыне боярском» Иване Назарьевиче Хлопове, владельце нескольких деревень в округе: Поддубье, сельце Костино, Сахарово, Толокнеево, Старая на реке Песочня, говорит «Боярская книга 1556-57 г.г.

«Иван Назарьев сын, Хлопова. По окладу бояр Ивана Васильевича Шереметева с товарыщи, по памяти с приписью дьяка Богдана Логинова, велено давати Ивану за кормленье по 15 рублёв на год. А по памяти ж с приписью дьяка Василья Степанова велено за Иваном поместья учинити на 300 чети, и дано ему поместья на 100 чети. А по памяти ж с приписью дьяка Ивана Юрьева лета 7063-го в Полском походе людей его 3 (ч) в доспесех и в шеломех. И людей Иван всех передал, а з земли людей взяти не с чего. И дати Ивану на люди 15 рублев».

Из приведённой выписки следует, что Иван Назарьевич имел звание «сына боярского». В поместье, с которого было положено выставить 3-ёх вооруженных воинов в доспехах и шлемах, находилось, в переводе на современную меру около 240 га земли. Иван Назарьевич явился в польский поход вместе с положенными воинами, за что ему было выдано жалованье в 15 рублей.

Кстати, его сосед, Фёдор Степанович Давыдов Ульянин, владелец, несколько большего поместья в с. Ульянино, в эти же годы, явился на смотр под г. Серпухов, с таким же количеством воинов. Но они были хуже вооружены, и поэтому ему было дано только 10 рублей, кроме этого Фёдор Степанович не привёл с собой ещё одного человека.

А в то время 10 и 15 рублей это были довольно большие деньги, правда и доспехи стояли очень дорого.

Из перечисленного списка деревень, принадлежавших Ивану Хлопову, сейчас существуют только две – Костино и Поддубье. Сахарово - это, видимо, нынешняя д. Ново-Майково, Старая, возможно - д. Старниково.

Хлоповы это большой, старинный дворянский род. В наших местах им принадлежало много деревень. Назову лишь некоторые: Толмачево, Лаптево, Рылеево. Есть ещё одна интересная деревня, которая раньше входила в бывший Бронницкий уезд, сейчас она находится в Воскресенском районе – это Холопенки. Скорее всего, она получила своё название от владельцев Хлоповых.

Из рода Хлоповых происходила невеста первого царя династии Романовых – Михаила Фёдоровича. Было бы интересно связать нашего Ивана Назарьевича Хлопова и Марию Ивановну Хлопову. Но, к сожалению, между ними временной промежуток, по крайней мере, в 50 лет. В 1610 году упоминается Иван Иванович сын Назарова, Хлопов, получивший поместье в Козельском уезде. Видимо это сын Ивана Назарьевича, но был ли он отцом Марии Ивановны, сказать трудно.

История сватовства Михаила Романова на Марии Хлоповой, заключается в том, что по обычаю, после двадцатилетия Михаила, на царский двор было приглашено много невест, из которых царём была выбрана дочь незнатного дворянина Мария Ивановна Хлопова. Причём выбор царя был очень серьёзным. Ему, действительно понравилась эта девушка, и его желание взять её в жены было большим. Но и цари не всегда властны в своих желаниях. Молодую невесту поселили во дворце, и дали новое имя Анастасия, в честь первой жены Ивана Грозного – Анастасии Романовой. Но такой выбор не понравился боярам Салтыковым. Пошли слухи, что она не здорова. Сватовство расстроилось, и по интригам Салтыковых, её вместе с семьёй отправили в Тобольск. Потом следствие установит, что Мария была отравлена, но, несмотря на желание Михаила иметь женой Марию, стать царицей ей так и не пришлось.

Название речки Чертовки, сейчас, почти забылось. На карте Московской губернии 1852 года обозначен лишь ручей Савиха, но в народе, местность до сего времени носит общее название Чертовка. Оно, скорее всего, напоминает о засечной черте, которой ограждали Москву от нападений Крымских татар, но возможно, что здесь есть связь со словом Чертолье – как место, где много больших оврагов, которых там, действительно много и довольно больших. Один из них носит название Чуркин овраг. По местному преданию он назван так от имени разбойника Чуркина, промышлявшего здесь охотой на проезжающих. Причем эта легенда растиражирована в разных изданиях и места действий «подвигов» Чуркина находят по многим дорогам восточного и юго-восточного Подмосковья.

Но эта сказка о русском «Робин Гуде» является лишь красивой легендой, «лубочным романом» издателя газеты «Московский листок» Николая Ивановича Пастухова, в конце XIX века. Для увеличения тиража своего издания, он два раза в неделю печатал повесть о похождениях разбойника Чуркина. Московские обыватели с нетерпением ждали следующих приключений, и газета расходилась с большим успехом. Даже дети стали играть в разбойника Чуркина. Вся Москва переполошилась. Из-за этих слухов у Пастухова начались неприятности. В конце концов, его вызвал к себе известный издатель М.Н. Катков, ранее много помогавший Пастухову, и сделал ему выговор: «Какие ты там у себя безобразия печатаешь? Ты своим Чуркиным потакаешь дурным инстинктам. Брось!» После этого Пастухов в ближайшем номере привалил Чуркина деревом. На этом кончилась Чуркинская эпопея в газете, но осталась в народных легендах и преданиях, как в нашем случае.

Название деревни Поддубье – ландшафтное, и восходит к тем временам, когда в Подмосковье ещё росли дубовые леса, вырубленные в XIV-XV веках.

За четыреста, с лишним лет, прошедших со времени первого письменного упоминания в «писцовых книгах», деревня поменяла многих владельцев. Удалось установить только нескольких, кроме, выше названных - Ивана Хлопова и Туличевских. Нужно иметь в виду, что деревня была небольшая и не все сведения о ней сохранились до нашего времени.

Среди них числится М. И. Бибикова, владевшая деревней при Екатерине II, её племянница Н. С. Бибикова в 1825 году. Далее деревней владел Шатилов Н. В. и статский советник П. В. Хавский в 1852 году. Список не очень большой и мы постараемся вкратце рассказать о них.

Род Бибиковых известен в России. Одним из представителей этого рода был Александр Ильич Бибиков – видный деятель Екатериниской эпохи. Он принимал участие в подавлении восстания Емельяна Пугачёва. Кроме этого с ним связана одна романтическая история, касающаяся семьи свергнутого Елизаветой Петровной малолетнего императора Ивана Антоновича, но постольку Александр Ильич не был владельцем нашей деревни, мы не будем касаться этой довольно интересной темы, а обратимся к дальней родственнице Александра Ильича – Марии Ивановне Бибиковой, владелице нашей деревни.

Об этой ветви рода Бибиковых известно очень мало. Сама Мария Ивановна так и умерла «незамужней девицей». Её брат поручик Степан Иванович Бибиков, умер в 1790 году. Известны пять детей Степана Ивановича. Мария Степановна и Надежда Степановна, также умерли незамужними. Наталья Степановна вышла замуж за полковника Беклемишева. Беклемишевы были владельцами села Петровское, что километрах в пяти от села Никитское. Фёдор Степанович умер (погиб) в звании вахмистра в 1777 году. И только младший сын Пётр Степанович Бибиков (1768-1828 г.) дослужился до звания генерал-майора. Все они похоронены на некрополе Донского монастыря.

Возможно, что после смерти Марии Ивановны, владельцем деревни стал её брат Степан Иванович, а затем его дочь Надежда Степановна Бибикова. Клировые ведомости за 1825 год, именно её называют в качестве владелицы.

В 1837 году хозяином поместья в д. Поддубье является Николай Васильевич Шатилов. Известен Василий Шатилов, получивший дворянский диплом в 1741 году, но был ли он отцом Николая Васильевича, мы утверждать не берёмся. Шатилова Мария Васильевна, умершая в 1844 году, была замужем за гофмаршалом С. С. Ланским, известным деятелем начала XIX века. Их родственные связи ещё нужно устанавливать.

В 1852 году владельцем деревни являлся Пётр Васильевич Хавский. Вначале моих занятий краеведением, фамилия Хавский промелькнула, как и множество других без особого внимания. Но, постепенно, собирая сведения о нём, мне открылись интересные подробности о деятельности этого интересного человека. Он много занимался юриспруденцией, генеалогией, топонимикой, хронологией, историей, краеведением, являлся первоклассным знатоком старой Москвы.

Им в 1839 году выпущен, «Указатель источников истории и географии Москвы». Во вступлении к этой книге он пишет: «целью было собирание материалов, рассеянных в книгах, частью, включая, свои собственные, отысканные в архивах». Пётр Васильевич составил краткую историю всех церквей г. Москвы. В чём-то, повторяя путь Хавского, автор данной статьи составил историю всех церквей, бывшего Бронницкого уезда, но она пока, к сожалению, не нашла своего читателя.

Пётр Васильевич родился в 1783 году и прожил почти 106 лет. Сергей Романюк в своей книге «По землям Московских сёл и слобод» говорит о том, что фамилия Хавский была у него псевдонимом, которую тот взял от имени московской Хавской слободы. Трудно сказать, на чём основывалась версия Романюка, но по другим источникам известно, что он родился в г. Егорьевске, где служил его отец Василий Хавский.

С другой стороны, если верна эта версия, то Петр Васильевич мог носить фамилию Шатилов, а Николай Васильевич мог быть его братом…

Пётр Васильевич владел в Бронницком уезде ещё одной деревней – Поповка, что недалеко от г. Раменское. В числе владений жены Петра Васильевича можно назвать сельцо Дядино, Спасителево, бывшее также в Бронницком уезде, сейчас это Домодедовский район.

Фамилия Хавский встречается среди священнослужителей церквей Бронницкого и Егорьевского уездов. Так Пётр Алексеевич Хавский был протоиереем храма Рождества Иоанна Предтечи в селе Новорождественно (Новое село, Раменского района).

После отмены крепостного права у Петра Васильевича осталось имение в деревне Поповка, где проживала его жена, «вдова бывшего тайного советника» Елизавета Михайловна Хавская.

Любопытна история женитьбы Петра Васильевича. Он вторично женился в возрасте 61 года, встретив молодую девушку на улице, помог ей перейти через грязную дорогу, влюбился со страстью молодого юноши, и затем отвёл под венец. Счастливую, молодую невесту звали Елизавета.

Д. Поддубье находилось в приходе Знаменской церкви села Давыдово. В середине XIX века, когда она принадлежала Хавскому, в ней было 17 дворов, где проживали 181 человек обоего пола. Крестьянские дома тогда располагалась ближе к нынешнему пруду. Дом помещика находился на другой стороне оврага. В 1890 г. здесь находились имения инженера-полковника Василия Яковлевича Максимова и Петра Васильева. После отмены крепостного права население стало расти, и к 1924 году деревня достигла Чуркина оврага. Тогда в ней стало 72 двора, а население составляло 402 жителя. Надельной земли было 237 десятин.

После войны, и в последующие годы, в деревне находились большие животноводческие помещения, была своя молочно-товарная ферма, но сейчас этого уже нет, так как в 60-е, 70-е годы население стало разъезжаться и вымирать.

Сейчас за счёт притока дачников, она восстанавливается, но это всё народ сезонный. Но вообще, у деревни неплохие перспективы, так как у неё хорошее местоположение, неплохая дорога, связывающая её с Рязанским шоссе.

Костин Владимир Васильевич

Из Комментариев:
#1 Кузнецов Юрий 2013-10-2106:15:19
Владимир Васильевич, скажите пожалуйста, из чего следует, что упоминаемый Вами в статье Фёдор Степанович Давыдов Ульянин был владельцем с. Ульянино Раменского района?
В Боярской книге, которую Вы цитируете, не указано название села, которым владел Фёдор Степанович. В коломенской писцовой книге за 1577 год указывается, что селом владел боярин Алексей Григорьевич Давыдов, которому Фёдор Степанович Давыдов Ульянин приходится двоюродным братом.

Присоединиться к группе на ФэйсБук

 
Русские традиции - Russian traditions
Группа: Общедоступная · 1 330 участников
Присоединиться к группе
 

Наш канал на YouTube: