Русские традиции - Альманах русской традиционной культуры

Статьи на острые темы

Воспитание фольклором. Статья в газете "Вечерняя Рига"

вкл. . Опубликовано в Полемика Просмотров: 1264

Студия аутентичного фольклора Ильинская пятница - г. Рига

(С некоторыми сокращениями и изменениями
статья опубликована в газете "Вечерняя Рига").

"Вплоть до Великой Отечественной русские крестьяне обладали высочайшей культурой пения. Пели на голоса, прекрасно импровизировали... Да и в городах люди петь не брезговали. А сейчас, что с нами стало? ...

В лучшем случае подвываем под магнитофон. А чаще всего петь вообще считаем постыдным- "чё поёшь, напился что ли?"

Это слова Сергея Оленкина, руководителя детского фольклорного ансамбля "Ильинская пятница", признанного одним из лучших не только в Латвии , но и в России. Заметьте этот "сертификат качества" выдан "Пятнице" именно российскими фольклористами, а у восточных соседей, как известно, сильнейшая в мире школа этнографического пения. Зачем Сергей и "его" дети поют и почему им жалко тех, кто этого не делает, расскажет эта статья.

У лучших, как известно, тоже бывают проблемы. Скоро у "Пятницы" юбилей, ей исполняется 15 лет. Однако из первого, взрослого состава в ансамбле остались только сам Сергей и его жена Наталья.

- Так уж получилось. Кто-то уехал учиться в Россию, а кто-то понял: состояния на этом не сколотишь, и почести невелики, а труд между тем не малый. Поняли и ушли. Здесь и проявляется весь драматизм ситуации, в которой пребывает культура в наши дни. Особенно это касается русской культуры в Латвии. Однажды я читал учителям лекцию о важности сохранения этнографических традиций. Они меня внимательно слушали, сочувственно кивали. Тут я произнёс что-то вроде: "Сохранение традиций - задача, с которой можно справиться лишь сообща. Посвятите этому хоть полчаса в день, у нас появится шанс на успех". Аудитория на мгновение замерла, после чего разразилась хохотом. Я понимаю, что призыв был наивным и слишком отвлеченным, но реакция на него отражает действительное отношение местных русских к своей культуре, и не только народной. Не нужна она им. Особенно это становится понятно, когда дело доходит до затрат времени и сил...

- Это очень трудная, большая работа, - объясняет Сергей, - и первые несколько песен мы разучивали больше года…

- С чем это было связано?

- Петь в крестьянской манере без хорошо поставленного диафрагмального дыхания невозможно. А современный городской человек, хоть и рождается с ним, но с возрастом, как правило, теряет. Не могу похвастаться, что полностью восстановил свою диафрагму, но некоторые шаги в этом направлении сделал и другим могу помочь… Кстати, - неправильное дыхание - причина многих болезней. И поющему человеку легче этих болезней избежать.
Однако, Сергей говорит, что добиться характерного для этнографического пения звучания голоса - дело хоть и важное, но не главное. По его мнению, мы сегодня не поём так, как это делали наши прабабушки и прадедушки потому только, что привыкли относиться к миру как потребители, в то время, как:
- Крестьянская традиционная культура ориентирована не на потребление, а на активное созидание. Крестьяне постоянно импровизируют в песне, сказке, былине. Активность, непрерывное творчество - стержень народной культуры. Это легко объяснить. Ведь это культура устная и, воспроизводя тексты, народный исполнитель фактически творит их заново. В рамках канона, конечно. В этом секрет поразительной жизнестойкости народной культуры. И именно поэтому обращение к её ценностям всегда будет актуальным. Это можно проиллюстрировать примером: казалось бы, народная песня проста до примитивности, но стоит углубиться в её мир, и современную популярную музыку слушать становится невозможно. В её навязчивом квадратном ритме есть что-то отупляющее. В музыке крестьян такого ритма нет, они свободно распоряжаются своим внутренним временем. Время у них - материал для творчества. В рамках возможностей, которые дают мелодия и текст, идет постоянная ритмическая импровизация - в нотной записи её не зафиксировать.

- А современный городской человек может этому научиться?

- Без сомнения, но начинать его учить нужно с раннего детства.

В начале 90-х "Ильинская пятница" выступила в Рижской русской гимназии, после чего Сергею предложили преподавать фольклор в младших классах. Сергей остановился на "первоклашках". Они и стали первыми участниками детской студии.

- Как вы с ними занимаетесь? Дыхательные упражнения делаете?

- Детей учить дышать не надо. Лет до 12 они это делают правильно. Потом в силу ряда причин диафрагмальное дыхание теряется. Но у ребят, которые занимаются с первого класса, таких проблем нет. А главный элемент нашего урока - игра. В ней ребенок легко учится петь и общаться. А с общением у современных детей беда. Понимаете, им очень трудно объяснить, зачем они пришли в школу и почему надо слушать учителя. Все учителя на это жалуются. Случается так, что 15 человек бродят как сомнамбулы по помещению и я просто не могу поставить их в хоровод.

- Дети не понимают, что такое круг?

- Нет. Они просто не способны вступить в элементарный человеческий контакт друг с другом и с учителем, понять правила игры. О каком обучении может идти речь, если нет элементарных навыков общения?

В Рижской русской средней школе Сергей и Наталья Олёнкины преподают почти 13 лет. Между тем средний возраст "Ильинской пятницы" - 13 - 15 лет. Дети переходного возраста для фольклорного ансамбля - группа риска.

До 13 лет они занимаются с удовольствием, а потом попадают под влияние сверстников, у которых другое "божество" - масскультура. Тут уж не до фольклора.

- В принципе, это естественный процесс. Подростки всегда и везде отрицали "взрослые" ценности, - таким способом они учатся самоутверждаться. Но у русских в Латвии это явление принимает патологические формы. У других народов это не так радикально. Например, летом я вёл мастеркласс в Польше. Меня поразило, сколько поляков приехало во Вроцлав из разных концов страны, чтобы изучать методы работы русских, белорусских и украинских фольклористов. И среди них было много подростков. Вы бы видели как они работали! Жара, 35 градусов в тени, а они делают дыхательную гимнастику так, что только свист стоит. Я чувствовал себя сержантом спецназа. Это поляки. А здесь, в Риге у меня скоро не хватит сил и времени, чтобы обучить своим методам латышскую молодёжь. С каждым днём число желающих растёт. И только местным русским ничего не надо. Им как обычно "и так сойдет". Кстати в России совершенно другая ситуация, хотя и там всякое бывает.

- Так зачем же вы всё это делаете, если в итоге все равно не получается добиться желаемого результата? Может быть действительно местным русским фольклор не нужен?

- Ну не всё так безнадёжно. Студия существует, - всё же есть ребята, способные вырваться из "надёжных объятий масскультуры". Да и время, затраченное на обучение малышей, пусть даже они и уйдут из студии, тратится отнюдь не попусту. Фольклор обладает огромным воспитательным потенциалом, и те навыки и ценности, которые ребята усваивают в студии, потом им в жизни очень помогают. Я абсолютно в этом уверен. К тому же мир жив надеждой. Вот и я надеюсь, что времена всё же переменятся.

Анна Горская

Присоединиться к группе на ФэйсБук

 
Русские традиции - Russian traditions
Группа: Общедоступная · 1 470 участников
Присоединиться к группе
 

Наш канал на YouTube: