Русские традиции - Альманах русской традиционной культуры

Организации на сайте «Русские традиции»

Музей деревни Водлы Пудожского района Карелии

вкл. . Опубликовано в Организации Просмотров: 1791

В музее

История деревни Водлы и окружающих брошенных деревень Пудожского района Карелии описана местными юными краеведами и опубликована в нескольких статьях сборника «Сельская Россия: прошлое и настоящее», вып. 3, М. 2004. Руководит краеведами энтузиастка Татьяна Ивановна Грибкова (на фото крайняя справа), приехавшая в Водлу из Белоруссии после Чернобыльской аварии. В деревне и поселке с общим названием Водла нет никакого начальства, и люди обращаются со своими просьбами к Татьяне Ивановне. Она едет в Пудож, хлопочет о пенсиях, об устройстве выпускников школы на биржу труда, а инвалидов в Дом сестринского ухода. Пожилым людям покупает лекарства в городе, ведь им ехать не по средствам и не по силам (автобус из Водлы выезжает рано утром и возвращается вечером, ехать три часа). Но самое большое дело Татьяны Ивановны – школьный этнографический музей, не хуже Пудожского музея им. Кораблёва. Оба этих музея созданы энергией отдельной яркой личности: Пудожский музей – А.Ф.Кораблёвым, а Водлинский – Т.И.Грибковой.

В Водле – «живой музей». В нём ребята готовятся к походам в далекие брошенные деревни, где когда-то кипела жизнь. Большинство экспонатов музея собрано ими в этих походах, куда их водят Татьяна Ивановна и её муж Александр Гаврилович Грибков, руководитель туристической и спортивной секций (когда-то будущие супруги познакомились, участвуя вместе в соревнованиях по волейболу). Девочки в музее занимаются ткачеством на старинных деревянных ставинах, которые удалось восстановить с помощью местных жителей, а бабушки научили их ткать, рассказали об обработке льна. Школьницы записали местную терминологию льноводства и ткачества, их записи по программе Карельского Педагогического университета – вклад в «Атлас русских говоров Карелии».

В Водлинский музей, точнее, в домик для гостей, приезжают и школьники из Пудожа. Домик отремонтировали Татьяна Ивановна с ребятами и их родителями. Юные экскурсоводы проводят с гостями экскурсии по музею, по реке, вместе ходят к гостеприимным старожилам, слушают их рассказы о деревне Водле и брошенных деревнях, откуда многие из жителей переехали в Водлу. В музее можно зажечь лучину и послушать аудиозаписи свадебных песен и причитаний, рассказ о свадебном обряде. Ребята пишут рефераты об истории и быте деревень, успешно участвуют в научных конференциях в Пудоже, Петрозаводске, Москве.

В музее Водлы. ПрядильщицаОфициально музей открылся в 1995 г., к 50-летию Победы. Тогда он ютился в крошечной комнатке при спортзале. Свой 10-летний юбилей музей встретил в отдельном домике, также отремонтированном Татьяной Ивановной (см. раздел «Экспозиция»). В просторном вестибюле – стол для настольного тенниса, здесь играют мальчишки. Справа – зал для сменных выставок и просмотра видеозаписей. За ним – класс ткачества с ткацкими станками, прялками резными и расписными, самопрялками и другими предметами труда. Там же стоит икона евангелиста Луки из сгоревшей церкви. Слева – зал постоянной экспозиции, в нём доминируют крупный резной фронтон избы, который ребята прошлым летом притащили из деревни Рубцовой на Салмозере, и сосна с прибитой иконкой – никотрион. Здесь представлены орудия земледелия, рыболовства, охоты, строительства, ремёсел.

Из этого помещения, как из сеней, мы вступаем как бы в жилую часть избы. В основной комнате – красный угол с иконами в божнице (киоте), самоваром на столе, самодельными диванами (лавками). С другой стороны – мужской угол с хомутами, охотничьей деревянной трубой. Эта комната отделяется настоящей печью и расписной заборкой (шкафной перегородкой) от спальни и прилуба (угла за печью). В прилубе – полка для посуды, глиняные горшки, долблёные ковши. У печи стоит ступа с пестом. Там же два больших круглых камня – ручные жернова, на которых хозяева и гости могут помолоть зерно. На юбилей музея приглашали ветеранов, им музей очень понравился, и бабушки тоже со знанием дела покрутили жернова. В спальне – деревянная кровать, покрытая лоскутным покрывалом, сундук с одеждой. Висит сарафан, сшитый хранительницей древних традиций Анной Ивановной Ломовой, ныне покойной.

Гордость коллекции – кумачовый подзор с белой вышивкой тамбурным швом. Сверху - «павы-птицы» с распушёнными хвостами, снизу по всей длине признание невесты в любви своему жениху: «Я знаю и верю, что любишь меня и есть в тебе искра святого огня. Если хочешь узнать, полюби как-нибудь и склонись на грудь». Подзор вышивала в 1908 году Ольга Ивановна Пахомова родом из деревни Чуялы на Водлозере и поднесла его как приданое мужу Кузьме Пахомовичу Пахомову, который в 1937 году был репрессирован, позже реабилитирован. Подзор передавался по наследству и был подарен музею правнучкой Ольги Ивановны.

Интересный экспонат музея – так называемая «русская игла». Это костяная игла около 10 см длиной, которой в древности охотники сами шили себе одежду для охоты. Считалось, что если одежду сошьёт женщина, зверь учует её запах и охота будет неудачной.

Ещё один любопытный экспонат – небольшая отполированная баранья косточка, переданная в музей как вшивица. Объяснили, что в неё собирали вшей во время войны. Более пожилая женщина назвала её «котач». А петрозаводский диалектолог Любовь Петровна Михайлова объяснила, что котач – это приспособление для плетения лаптей. Об этом жители забыли, и предмет с древним названием получил другое назначение.

Работа в музее продолжается и расширяется. К сожалению, молодёжь из посёлка уезжает, детей становится всё меньше. Тем важнее сохранить память о традиционной жизни, о наших корнях. Низкий поклон Татьяне Ивановне Грибковой, заслуженно названной «Лауреатом года 2004» Карелии за содержательную работу с детьми и развитие школьного музееведения.

А. Монахова

Присоединиться к группе на ФэйсБук

 
Русские традиции - Russian traditions
Группа: Общедоступная · 1 510 участников
Присоединиться к группе
 

Наш канал на YouTube: