Русские традиции - Альманах русской традиционной культуры

Статьи по общекультурным вопросам

Индивидуальное обучение игре на фортепиано с 2-х летнего возраста

вкл. . Опубликовано в Культура

Настоящая статья - первое обобщение личного педагогического опыта, где «объектом» воздействия был всего один малыш - двухлетний Вася - сын. Что побудило начать заниматься так рано? Его собственный импульс.

Как-то раз я разучивал на рояле пьесу с ярко выраженным бравурным финалом - «Декабрь» Чайковского. Внезапно Вася подбежал в конце пьесы и стал хлопать (ему приходилось бывать на концертах и он к этому времени уже знал, что такое аплодисменты и когда они звучат). Еще раз сначала, та же пьеса, вот и кода - малыш подбегает и хлопает. Случайность? Проверяю: малыш в соседней комнате. Опять «Декабрь», с самого начала, звуки финала, последний аккорд - бежит Вася и хлопает. Играю другую пьесу, где конец не столь «говорящий» - никакой реакции. Снова «Декабрь», кода, финальный аккорд - и малыш бежит, радостно аплодируя.

Что произошло? Ребенок чувствует форму? Понимает язык (пускай только одной) этой пьески? И этот узнанный, а быть может, и осознанный конец вызывает в нем эмоционально необходимое ответное действие.

Конечно, этому удивительному случайно-неслучайному результату предшествовало самое обычное - постоянное пребывание ребенка в мире звуков. Папа и мама - музыканты. Постоянные репетиции, концерты, игра, пение - все это ребенок видел, жил с этим, часто сидел у папы на коленях, когда тот играл, а мама пела.

Сейчас ему два с половиной года. Пора заниматься серьезно.

Опыт

Его пока нет. Известной мне методики индивидуального обучения с такого возраста тоже нет. Зато есть ученик, который не умеет считать, читать, но начинает хорошо (для своего возраста) говорить, овладевать речью (стихи, считалки, слушание сказок). Исходим из того, что ребенок нормальный , музыка для него не сложнее речи, а инструмент - рояль - не сложнее деревянного паровоза или конструктора Lego.

Начало

Примерно недели полторы подряд я играю для малыша пьесу «Медведь и комарик» (см.пр.1). Вася сидит рядом на стуле, слушает и смотрит, как папа играет. Затем мы делимся: папа - медведь, Вася - комарик. Папа поет и играет тему медведя, Вася поет и играет кластерами тему комарика. Играет сначала с помощью папы, потом сам. Сначала по любым клавишам верхнего регистра, потом точно - левой рукой - по черным, правой - по белым. В конце пьесы - глиссандо («и улетел!») очень нравится малышу.

Эту пьеску играем недели 2-3. Она не надоедает, как не надоедает любимая игра. Занятия длятся по 4-7 минут.

Знакомство с клавиатурой

Как в ней разобраться? Она для столь маленького ученика огромна, непонятна, не «структурирована». Клею (при ученике) на каждую клавишу «До» красный кружочек. Среди обилия белых клавиш появляются 7-8, которые зовутся «ноткой До». Учимся показывать их по всей клавиатуре.

Теперь урок длится несколько дольше: «Медведь и комарик», показ «нотки До», пение коротких песенок. Также вводим элементы движения под музыку: вальс, марш, прыжки. Эта часть урока особенно будет важна в дальнейшем, когда возрастет учебная нагрузка и будут необходимы минуты отдыха.

Первая самостоятельная пьеса

Следующий шаг - пьеса с фиксированными звуками (см.пр.2) Ученик играет пьесу и одновременно с этим ритмично произносит текст песенки. Слова «Дин-дон» выбраны неслучайно. Здесь используется созвучность слова «дон» названию выученной нотки.

Двигаемся дальше

После того, как разучен (постепенно, в течение примерно двух недель) «Дин-дон», наступает время перейти к другому звуку, другой клавише. Теперь серым кружочком маркирую (при ученике) все клавиши «Соль», определяем, где «нотка До», а где «нотка Соль». На нескольких следующих уроках учимся не путать «До» и «Соль». Все остальное, конечно же, повторяем.

Чтобы не перегружать сознание ребенка абстрактными названиями, я не выучиваю с ним пока другие ноты, а исподволь знакомлю с ними. Сочиняю пьесу «Василий», в которой слог «си» попадает на клавишу «Си», а слог «лий» - на клавишу «Ля» (см.пр.3). Играть такую пьесу и приятно (ведь это собственное имя, или имя друга), и полезно (нажимая на клавишу «Си», ребенок произносит ее название и таким образом постепенно запоминает).

На тех же принципах сочинения строится и новая пьеса «Помидор» (см.пр.4). Только кроме ассонансов («ми» в слове «помидор», «фа» и «соль» в слове «фасоль»), здесь в тексте песенки присутствуют и просто названия нот («до, ре, до», «соль, ля, соль»). Таким образом, ученик повторяет знакомые и осваивает новые звуки и, вместе с тем, работает над сложной для него пьесой. Конечно же, сначала я много показываю и «вожу» ручками малыша. Зато он уже может самостоятельно играть пьесы «Комарик», «Дин-дон», «Василий». Собственно игра на инструменте занимает уже 10-12 минут, а общая продолжительность урока зависит от количества поющихся песенок, хороводов, игр и т.д..

Следующая задача - освоение звукоряда, т.е. определенной последовательности звуков, которые до этого уже встречались в разных пьесах. Делаем мы это с помощью гаммы, играя ее вверх на одну октаву (позже - на 2-3 октавы, а еще позже и вниз), а также с помощью песенки «Дрова»(см.пр.5).

После освоения белых клавиш приступаем к черным - пьеска «Дождик» (см.пр.6). Обращаем внимание ребенка на их расположение (см.пр.7 «Два-три»). В этой последней пьесе потихоньку приучаем малыша освобождать запястье (и вообще, игра на черных клавишах не дает запястью опускаться слишком низко). Находим и учим пьесу-сказку «Кашалот» (см.пр.8), наполняющую огромный диапазон фортепиано образным содержанием.

Не забываем мы и про белые клавиши: играем и называем их вверх и вниз через одну.

Теперь наши уроки можно сравнить с лесенкой, которую мы каждый раз проходим снизу вверх, не пропуская ни одной ступеньки, а новые пьесы - с новыми, более высокими ступеньками. Бывают, конечно, разные уроки. Иногда и на полпути остановишься. А иногда и возвращаешься несколько раз к одной и той же ступеньке, а то и сразу на три новые поднимешься.

Новые ступеньки

Пьеса «Дятел» (см.пр.9) - в ней две задачи. Первая - играть мотивы в разной динамике («дятел» - громко, «не дятел» - тихо). Вторая - играть пьесу от разных ноток («Дятел может прилететь на любую клавишу, но всегда поет от нее свою песенку»). Так ребенок учится выстраивать терцовые последовательности звуков, другими словами, осваивает структуру трезвучия.

До сих пор мы не обращали внимания на постановку руки, на пальцы, играли все «нон легато». Но малыш сам спонтанно начинает пробовать перебирать пальцами, не снимая руки с клавиатуры. Это подхватывается учителем и сочиняется пьеска «Зайчик» (см.пр.10). На ней мы учим номера пальцев («раз, два, три, четыре, пять») и делаем первые опыты в легато. Чтобы веселее выучить номера пальцев, придумываем такую игру: «Вася, дотронься, пожалуйста третьим пальчиком до своего носа. А теперь четвертым - до моего носа» и т.д..

Скоро наступает пора переходить к игре двумя руками одновременно. Показываю пьесу «Дед Мороз» (см.пр.11). Учится она довольно легко. Следом за ней - «Снегурочку» (см.пр.12), тоже нетрудно. Почему? Во-первых, в этих пьесах несложное бурдонное двухголосие, во-вторых, помогает постоянная работа по освоению клавиатуры. К примеру, очень интересует малыша такая игра: ногой ритмично и громко отстукиваю четверти и, нажимая на какую-нибудь клавишу, задаю «ритмический вопрос» восьмыми: «Ну-ка, Вася, угадай, что за нотку я сыграл?»

Последняя «ступенька», о которой я расскажу в данной работе (но отнюдь не последняя в нашей «лесенке»), - пьеса «Котенька» (см.пр.13). Здесь новая задача: правая рука играет мелодию нон легато, а в левой руке - выдержанный звук. Проблему координации рук решаем с помощью художественного образа: описываем, какой красивый котик сидит на одном месте (аналогия с выдержанным звуком), а своим пушистым хвостиком виляет вокруг себя (опевания в мелодии). Особо хочу сказать про возглас «Мяу!» в конце пьесы. Такие не музыкальные, а чисто выразительные моменты, быть может, больше всего интересны малышу, поэтому надо стараться их использовать.

Поскольку теперь у нас много пьесок (больше десятка), то порядок их на разных уроках мы варьируем. Можем «завязывать» исполнение каждой пьесы на сказочную канву урока, например: «Вот проснулся Василий (играется «Василий»), посмотрел в окно, а на улице дождик идет (играется «Дождик»). Холодно, надо печку топить, дрова принести (пьеса «Дрова»). А еще интересно, как там что в огороде (играем «Помидор»)» и т.д.

Урок теперь длится 20-25 минут. Ребенок проигрывает все пьесы по одному или по два раза (больше и не надо, т.к. улучшение происходит постепенно, от урока к уроку), слушает пояснения учителя, тренируется на клавиатуре, затем поет песенки и двигается под музыку.

Первые итоги

Васе - три года. Прошло примерно полгода занятий. Каковы результаты?

Уроки проходят ежедневно. Иногда он занимается самостоятельно, без папы. Игра на фортепиано становится для него обычной потребностью. Играет перед гостями и публикой. Поет одновременно с игрой. Начинает играть двумя руками одновременно. Быстро учит пьесы. Хорошо ориентируется на клавиатуре. Реагирует на замечания педагога. Положительно отзывается на помощь. Занимается с охотой.

Мне часто задают вопрос: а стоит ли начинать так рано? Да, стоит. Попробуйте сами и убедитесь. Как часто приходится слышать жалобы от родителей-музыкантов на то, что их 6-ти-7-милетние дети отказываются заниматься с ними. Я пока с этой проблемой не знаком. И проблемы «заучивания», «зубрежки» для 3-хлетнего ребенка тоже не существует. Все знают, с какой легкостью в этом возрасте дети запоминают стихи, сказки, с каким удовольствием они их слушают и исполняют. Все то же самое и с музыкальными пьесами.

Нет и проблемы «мотивации» занятий. Для ребенка это прежде всего общение. Общение с родителями, с педагогом, с другом. А как это для него важно!

Метки: Стихи Поэзия Литература

Группа на Facebook

Facebook Image

Группа во вКонтакте

Канал на YouTube: