Русские традиции - Альманах русской традиционной культуры

Статьи по общекультурным вопросам

Девять жизней петрушки. Театр Петрушки Татьяны Чунаковой

вкл. . Опубликовано в Культура Просмотров: 6731

Кто они, эти страстные любители всего необычного - Петрушка и его «братья» со всего мира? Два неуклюжих горба Петрушки похожи на английский Пунч, итальянский Пульчинелла, турецкий Карагоз или индийский Видусака. Все они имеют гротескно выглядящие носы и кепки, и посох в руке.
К какому типу ближе Петрушка, Иванушка простой или Иван-царевич? В своем красном костюме, с золотым поясом и жестким белым воротником на шее, он красив. Когда он с трудом садится на своего необычного коня, маленького серого осла, он кажется Иванушкой Простушкой. Но как только они бегут, он превращается в Ивана Царевича на наших глазах! Дети сразу узнают его, приветствуя его криками радости. Он будет пожимать руку мальчикам в аудитории "по-мужски", задавая соответствующие вопросы об именах и "как дела". С девушками он будет вежливым джентльменом, «целующим дамские руки». Петрушка марионетка красивая и обаятельная. Его пронзительно-пронзительный голос в сочетании с артикулированными приколами и живыми жестами производит на многих зрителей обезоруживающее впечатление — становится открытием для всех в аудитории.

Уже почти двадцать лет радость быть с этим чудом света никогда не покидала меня... И я чувствую, что должен признаться в любви Марионетке Петрушке.

В 1981 году на фестивале народного кино я впервые встретился с марионеткой. Марионетка исполняла сложный маленький танец, произнося его странным голосом: «Я ухожу, ухожу...», в то время как женщина рядом с ним в длинном чёрном платье продолжала убеждать его выйти: "Давай, Петя, давай..." Женщиной была Елизавета Трофимова, последовательница Ивана Зайцева, известного русского кукловода прошлого. Петрушка падал, и Елизавета спрашивала шутника: «Что с тобой?» "Я умер". — "Почему ты всё ещё говоришь?" - " Сила привычки! " лукаво пошутил и через какое-то время снова вернулся на своего мчащегося осла. В то время я никогда не думал, что эта встреча с марионеткой изменит всю мою жизнь. В конце концов, у марионетки история насчитывает более ста лет.

Иван Зайцев, первоначальный создатель кукол, также создал театр кукол. Помимо Петрушки, в его компанию входили такие персонажи, как цыган, лжец, милиционер, собака и многие другие. Смерть была даже в черном плаще со своей косой.

Основатель и директор знаменитого Московского театра кукол Сергей Образцов раньше называл старого кукловода «Последним из могикан». Он с восхищением вспомнил свою первую встречу с этим человеком. Однажды, когда Сергей был молодым и стоял у окна в летний день, рисуя картину (будучи студентом художественной школы, он мечтал стать следующим Рафаэлем), он вдруг услышал пронзительный голос, исходящий из двор. Сергей выбежал из дома и увидел, как идет спектакль уличного театра. Путешествующий уличный артист (им оказался Иван Зайцев) глотал мечи, огонь и даже живых цыплят и сгибал подковы. Затем он установил несколько больших экранов и — под звуки херди-гёрди – воплотил в жизнь несколько удивительных кукол: акробатов, жонглеров, танцоров, мавров. Все они преследовали Петрушку, который отбивал их палкой. Куклы, сделанные из дерева, были вырезаны самим Зайцевым.

Через много лет Сергей Образцов пригласил Зайцева в свой кукольный театр, но Иван Афиногенович присоединился к театру только на полгода, после чего продолжал путешествовать самостоятельно со своей любимой Петрушкой, давая представления под открытым небом и работая с перчаточными куклами а также марионетки. Если марионетка запуталась, он не стал бы ее распутывать, а просто вытащил еще одну из своей компании.

Когда он вспомнил об Иване Зайцеве, Сергей Образцов выразил удивление талантом человека к чревовещанию, воспроизведению голоса таким образом, что звук, кажется, исходит от источника, отличного от голосовых органов говорящего, и его способности работать с "зуммерами" (он проглотил пять из них), "зуммер" будучи специальным устройством, используемым артистом, чтобы передать Петрушке свой звонкий голос, отчетливо слышимый на расстоянии. В Италии этот инструмент называют пиветтой, своего рода громким голосом.

Елизавета Трофимова продолжила работу Ивана Зайцева в области кукольного искусства. Ей было девять лет, когда она впервые увидела удивительного артиста, и она наблюдала за его выступлениями, двор за двором, по всей улице. В 1930-е годы, работая, Как танцовщица в передвижном театре, она встретила тогдашнего пожилого Ивана Зайцева на железнодорожной платформе. Вскоре она купила его кукол, накрасила их, сшила для них костюмы (она тоже была хороша в пошиве одежды), а затем начала выступать со своей марионеткой. театр.

Раньше я смотрела на марионеток Елизаветы Трофимовой, восхищенных и завидующих ее искусству. Однажды, во время перерыва, когда она выходила на небольшой отдых, она попросила меня подержать Петрушку некоторое время, потому что, по ее словам, марионетка не должна лежать на диване – «В противном случае он плохо танцевал бы потом» А потом, как только Петрушка услышал звуки музыки, он начал легко танцевать в моих руках "Ах! Это ты, кто будет его кукловодом". Елизавета Филипповна судит решительным тоном.

Некоторое время спустя я купил ее кукольный театр и куклы ее сестры Натальи Якшмы, которая также работала с марионетками более 30 лет.

Мне потребовалось около двух недель экспериментов, прежде чем я нашел правильное место на своем небе, где я мог бы держать "зуммер" (1 см на 2 мм) в горизонтальном положении, я должен был научиться выдыхать через него так, чтобы шнурок, натянутый между двумя металлическими пластинами, издавал пронзительный тремоло — сильнее, чем звук любого человеческого голоса А потом я вспоминаю, как прошли мои детские годы — Я так любил сосать хлеб в моем вкусе тогда, разве я не готовился (неосознанно) встретиться с Петрушкой и поработать с ним в дальнейшей жизни? Во всяком случае, научиться использовать «зуммер» было не слишком сложно. В настоящее время я могу легко держать его во рту в течение длительного времени, что оказывается очень полезным, например, во время масленичных гуляний, когда моя Петрушка продолжает говорить без перерыва весь день.

Старые кукловоды сказали мне, что они столкнулись с проблемами, поскольку огромный нос Петрушки был обеспокоен "Почему у этой русской Петрушки такой длинный, нерусский нос?" люди из своей аудитории спрашивали, и поэтому артистки укоротили нос марионетки.

Елизавете Трофимовой сейчас 90 лет, и она больше не может выступать, но она хочет, чтобы Петрушка продолжал — по-русски, конечно. Но та самая Петрушка чуть не умерла 20 лет назад, когда в ее загородном доме вспыхнул пожар. Когда она подошла к месту пожара, она увидела голову марионетки возле сгоревшего дома «Мы нашли его» — воскликнула она торжествующе.

Такова Петрушка! Как кошка, у него девять жизней. Он ничего не боится!

После того, как я начал работать с Петрушкой, я очень скоро понял, что его изображение было далеко не простым, и я изучил его далекие исторические корни. Затем мой театр начал расти. Используя старые модели, рисунки и фотографии, художники делали для меня другие куклы, и теперь у меня есть кукольные спектакли, такие как рождественская пасха, жития святых, муром и добрыня, богатыри древнерусского фольклора, св. Георгий, св. Кукольный спектакль на ярмарке в фильме Никиты Михалкова Сибирский цирюльник, однако, был выполнен с использованием только подлинных марионеток Ивана Зайцева.

В шутливых кукольных представлениях Петрушка игриво использует свой посох, чтобы защитить себя, но в то же время он атакует и обучает всех тех, кто достаточно глуп, чтобы преследовать за ним здоровый урок. Зрители меньше смеются над его способностью побеждать врагов своей дубинкой, но больше над тем, что он говорит, делая это. Его остроумие, а не его дубинка - его главное оружие.

Если вы серьезно задумаетесь над этим, вы поймете, что все великие актеры кино и театра в некотором смысле напоминают его. Их основной метод - это их любящее сердце. Главный герой готов выдать все, что у него есть, но окружающие его не могут принять его. Таковы персонажи Чарли Чаплина, Луи де Фюнеса, Юрия Никулина или Андрея Миронова.

Петрушка - самый совершенный актер в мире. Присмотритесь к нему, горбатому, с огромным крючковатым носом, его единственная настоящая страсть - сделать всех счастливыми. Но тем, кто глуп и глуп, следует время от времени преподавать урок. Громкий голос Петрушки, полный внутреннего энтузиазма, можно услышать на расстоянии — голос, который объединяет всех окружающих.

Татьяна Белоконева (Чунакова)

Москва сегодня и завтра - декабрь 2002 г.

Метки:Культура

Присоединиться к группе на ФэйсБук

 
Русские традиции - Russian traditions
Группа: Общедоступная · 1 320 участников
Присоединиться к группе
 

Наш канал на YouTube: