Анна Федоровна, высохшая от горя, скупо рассказала о своей жизни.
Всю жизь промучиласи
-Ну вот, так и жили. Мать померла во время войны в сорок втором году, а отец в сорок первом забрали. Вот мы с сестрой жили вдвоём.
-Вы в каком году родились?
-Я в тридцать первом.
-В какой деревне?
-В деревне Вирозеро. Во время войны нас сюда переселили, на Водлу.
-Все ушли на войну мужчины, да? И поэтому решили уехать?
-Так нас переселили сюда, на Водлу.
-А и все остальные жители тоже уехали?
-Всех, всех. На Водлу.
-Это вам прямо объявили, что все поедете на Водлу, да?
-Но, но.
-В сорок первом, прямо как ушли?
-В сороковом приехали, сорок первого война.
-А-а. А почему решили в сороковом всех оттуда увезти?
-Не знаю. Все, сказали, переезжайте, уехать оттуда. А я тогда ещё маленькая была.
-И тут вам дали дома, да?
-Каки дома? Мы жили, ну у людей были дома свободные, жили, приехали когда. Ну а потом, когда мама померла, мы уехали. Взяла нас тётка, нас две сестры было – Шура и я. Потом в Падуне жили.
-В Падуне, да? В Верхнем или в Нижнем?
-В Верхнем. Ну а потом, мама померла, пришлось идти работать. Шура больная была, сестра. Ну а я, куды деться, в семнадцать лет пошла работать в лес. Вот так и работала. Надо себе, и надо тётке помогать. Корова тут, сестру обувать, одевать. Всю жизь и так промучиласи. А потом здися встретиласи, это уже на Ниге. Работали мы на Ниге-то, когда с этим встретиласи дурачком.
-Как его?
-Василий Гордеевич. Он с Белоруссии сам, он приехал по вербовке и потом здесь и осталси. Вот так вот всю жизь промучиласи. Потом дети пошли. А дети пошли – кто помер, кто, это, несчастный случай, а кто разъехался, и никак помочи нет, хоть чего делай, хоть подыхай. Ехать некуда.
У ей горя воз
Рассказ соседки
Наверно рассказывала Вам. Ничего и не рассказывала? В Ниге жили, маленькой умер. Не маленькой, трёхгодовый паренёк. Пошёл, ну хлевы были, скотина была дак. Хлев, понимаете, ну вот, как у меня, тут хлев стоит. Каки-то двери упали, и ёго убило насмерть. Второго на кране. Третий повесился. Нонь дочь умерла. У ей горя воз. А этот всё ходит пьёт, старая-то косица. А сын придет, дак: «Чтоб ты сдохла скоряе! Сдохнешь, дак тут похороню, на огороде, никуды не повезу».
-Сын, который в армии?
-Нет, сын. В армии внук. Сын у ей большой уж, женатый, сколько детей уже.