Русские традиции - Альманах русской традиционной культуры

Статьи по вопросам казачества

Монументальная роспись "Сполох" на тему истории донского казачества

вкл. . Опубликовано в Казачество

Кузнецов Родион

Земля, родина, казачество, память о донских и кубанских предках - все вобрал в себя диплом Кузнецова Родиона Анатольевича. Как сказал его преподаватель С.А. Гавриляченко, - "Редкое счастье дается художнику с обретением собственной темы". Главное в работе определяет слово "Сполох!" Казаки бросают полевую работу, вскакивают на неоседланных коней, старики у плетней вглядываются в пылящего в дали всадника. "Война!" В росписи с ее гармоничным поэтическим строем не сразу увидишь в прорезях виноградной листвы всадника с тревожным флажком. Но в этом и заключен главный смысл композиции, несущий образы "войны и мира". В военной теме есть особо щемящие сюжеты - первый миг известия и проводы. В них все - мгновенный, оглушающий удар, и застылость первых минут, и женский вопль, и мужская удаль, горе и напускное предсмертное веселье. Как это выразить?

Родион решил эту задачу через образы. Один из них - казачка, срезающая ножом - "курлючкой" виноградную гроздь. В ней и реальность еще не слышащей весть женщины, и символ античной богини осени, жатвы, пресечения жизни. Другой образ - пустой, чисто убранный курень с цветами под портретами предков (казак на фотографии чем-то напоминает Петра Глебова, и фрагмент композиции становится подношением великому актеру и великой роли). За окнами хранящего холодок куреня - дали "золотых" пухляковских горок, проводы казака на службу. Кто слышал песню "Конь боевой с походным вьюком", тот лучше поймет написанную молодым художником сцену последнего прощания, последней "стремянной" рюмки и следующий за ней неизведанности судьбы. Центральная, протяженная стена проекта самая "пустая" и самая повествовательная. Там вдали бросается работа, тянутся волы, беспомощно вскинулись жерди арбы, коротко прощаются с родными казаки, спешащие на сборный пункт; там - идеальный пейзаж с орнаментом пересекающего, заплетающего стену горького хмеля.

Сполох 2003 (развертка)Многое в росписи идет от поэтики и мелоса казачьей песни. В ней и повествовательный, понятный всем запев, и ритмичная середка - опора, и высокий подголосок - "дишкант", живущий в цвете, иногда полетно, как полагается, отрывающийся от сюжета. Роспись соединила в себе несколько линий - сюжетно-историческую, обращающую нас к августу 1914 года; мифопоэтическую, наполненную песенными символами; натурно наблюдательную, опирающуюся на многочисленные этюды земли, трав, бахчей, огородов, плетней, куреней…

На Дону уже редко встретишь подлинный "круглый дом", в котором все комнаты "кружат" вокруг печи. Художнику захотелось сохранить память о нем, заглянуть внутрь. Глядя на его роспись, расположенную по периметру помещения, вспомнилось, как А.Г. Веницианов выпилил стену амбара и с любованием написал увиденное. Родная культура, как и родная земля, подпитывают художника. Венициановская стена помогла разрешить ключевую трудность написания интерьера - включить реальную дверь в пейзажное пространство. Многое пересекается в ищущем сознании художника - живое переживание и музейное, книжное знание. И все же главным достоинством росписи оказывается цвет - фресково-матовый, тепло-лучащийся. Именно он отвечает за звук, за ту верно взятую ноту, которой поет роспись и которая одолевает все частные недосказанности.


Подвиг у станицы Тифлисской в 1829 году

14 сентября 1829 года из станицы Тифлисской, что на старой кубанской линии, вышла на разведывательную операцию неполная сотня казаков Тифлисской и Казанской станиц под начальством сотника Андрея Гречишкина. Переправившись через Кубань, казаки направились к реке Малый Зеленчук, где, со слов осведомителей, могла проходить партия заку банских черкес под предводительством известного в тех местах князя Джем Булата.

Неожиданно казаки наткнулись на большую партию горцев, около 700 всадников. Гречишкинг решил принять бой и успел отправить казака за подмогой в ближайшие станицы - Казанскую и Кавказскую, но, как выяснилось позже, из этих станиц отряды казаков выступили в разных направлениях с аналогичными боевыми заданиями.

Подвиг у станицы Тифлисской в 1829 годуКазаки в пешем строю приняли бой в открытой степной местности. Поняв, что подмоги не будет, сотник Гречишкин приказал казакам заколоть лошадей.

Сделав своеобразный "бруствер", казаки решили сражаться до конца. Они приняли геройскую смерть вместе со своим командиром, так и не пропустив черкесов в свои станицы. Лишь трое казаков, заваленные телами своих товарищей, чудом выжили, они-то и рассказали об этом подвиге. В память о нем в станице Тифлисской (сейчас Тбилисская) установлена часовня.

Подвиг воспринимается тем значимее, когда открывается его подтекст: князь Джем Булат и сотник Андрей Гречишкин были кунаками. В тот роковой день Джем Булат, рискуя репутацией и даже жизнью, неоднократно предлагал казакам почетный плен. В ответ на это Гречишкин сказал: "Видно Бог судил нам такую встречу, Джем Булат. Я и мои казаки давали присягу и будем выполнять свой долг до конца, а вы делайте свое дело".


Азовское сидение 2001Азовское сидение - оборона Азова казаками от турецких войск. Три месяца 1641-го года - один из наиболее ярких моментов в казачьей истории, время беспримерного проявления блестящей воинской доблести.

Войсковой атаман Осип Петров и его помощник Наум Васильев создали систему защиты крепости: подняли валы, повысили стены, на которых грозно выстроили "наряд" в 250-300 пушек, прокопали минные ходы и "слухи" для обнаружения подкопов противника, изготовили туры и срубы для прикрытия возможных разрушений в стенах, свезли, сколько удалось, продовольствия и боевых припасов.

Постоянный гарнизон крепости состоял из 1400 человек. К началу осады в крепости собралось около четверти всего боевого состава находившихся на Дону казаков, свыше 5300 воинов. С ними осталось 800 жен, не уступавших в доблести своим мужьям.

Против защитников Азова султан двинул лучшие полки своей регулярной армии: 40 тыс. янычар, спагов и 6 тыс. наемного иноземного корпуса; через море на судах было переброшено до 100 тыс. войска и рабочих из М. Азии, Молдавии, Валахии, Трансильвании; по суше подошла татарская и горская конница - 80 тыс. всадников. Всего собралось не меньше 150 тыс. в их распоряжении находилось 850 пушек с изобилием боевых припасов. На море перед донскими гирлами легло до 300 линейных кораблей.

В результате исключительной по военному искусству и по доблести обороны, Азов остался в руках казаков.

Метки: Живопись Казачество. Казаки

Группа на Facebook

Facebook Image

Группа во вКонтакте

Канал на YouTube: