Русские традиции - Альманах русской традиционной культуры

Статьи по этнологии

Линовцы о своём селе. Сумская обл. Путивльский р-н Украина

вкл. . Опубликовано в Этнология Просмотров: 1865

Татаринов а. - дядя Саша - Коробок Новая Слобода, Калищи, Линово – были владением пана Горлева. Издевался сильно над людьми он. Из-за этого пана остались мы горюнами.
А слобожан прозвали монахами, потому что там по соседству Молченский монастырь был.
Ссыльные, провинившиеся белорусы, были здесь на поселении. Здесь места были непроходимые. Где точно, не буду говорить. Каторгу отбывали, а с этой каторги утекали и попали сюда, в эту местность. По ту сторону городища они поселились, Дзехановы были первые поселенцы в нашем селе. И сейчас Дзеханова есть, только не по той улице живут.
Начали лес вырубать, дома понастроили. Тута залив Молченский был (болото ныне). А во туту речка текла, по самому логу и сильно много было линов (рыба такая). И точно, что из-за этих линов сило Линово и прозвали.

(Александр Татаринов)

Кошелев Иван Карпович с Нечаевой Еленой … Здесь проходила речушка Лин, Лин – ее так называли. Потому что там такая рыба водилась (показывает с большой палец). И Линово от названия этой речушки пошло. А бралась речушка откуда? Горы ведь здесь. Так она с родникового ключа. С-под горы шла. Речка была неглубокая здесь – в колено и впадала она в Молчозеро (болото).
Городище – это была крепость давняя. В Линово городище, что на Кончишки (конец села как ехать на Юрьево). В селе Гончары – тоже городище, в Волынцево – гора, городище, а внизу река Сейм. Раньше воевали, а оружия никакого не было. А воевали кипятком, да кулешком. Как враги лезут, так обливали.
Строили городища пленные воины, ну как рабы. Так между Линово и Путивлем был курган (такая высокая куча насыпная). Это сейчас ее тракторами раскатали. И находился он посеред. От Линово до кургана было 6 верст и от кургана до Путивля – 6. Так в этом кургане были похоронены воины, кадася, кадася.
За проулком, где живет Каллистратовна, была пещера. (В том месте и сейчас фамилия многих семей – Дзекановы).
Был сослан сюда (давно это было) один дзэкан. Жил тут, проживал, ходил воду брать – пить, верить. Чи зверюшку какую достанет. И второй тоже так проживал и не знал о первом, Вот один как-то обнаружил следы и стал подзамечать, кто есть там. Короче, они сошлись и стали вдвоем жить. Жили, говорят, горевали. Хатки были на Кончишки (конец села как ехать на Юрьево) под самым и горами.

О Софрониевой пустыни

Монастырь был мужской. В монастыре было 3 церкви. Одна въездная, другая центральная, в которой нашли ляды (люки), ведущие в туннель. Под этой церковью помнят, была еще церковь, в которой под Пасху была служба.
Монастырь стоял на берегу Молченского озера, глубина его была сильная. Старики рассказывали, что сын богатой графини однажды плыл по озеру в челне. Крутануло в одном месте, он и попал в водоворот, и потонул. Так тая графиня, все что принадлежало сыну, все драгоценности, спустила в эту глубину.

Раньше весной, как подымались ветры и вода с морей, шла вода валом и заливало этой водой все луга. Помню перед Пасхой, пацанами бегали смотреть. На лугу деревья, метров по 6 высотой заливало, одни верхушки оставались. На Кончишку (край села ближе к Юрьеву) старые люди казали, когда вода приходила, затопляла их дома. Было даже такое, как вода сошла, то в одной избе в печи нашли огромного сома, который с валовой водой пришел. А сейчас в Теткино поставили шлюзу, прокопали канавы – вода ушла.

Раньше по дрова у лес ходили за км 4-5 или больше. Лес охранялся лесником. Так надо ж пойти, принесть. И вот ходили дед Васька, бабка Феська, Лазоравна и я. Так вот они как выходят на Голенково глинища (кадася там глину долбали) как только выходим, а дед громко так балакал: «Давайте же спеваем на дорожку «Подуй, подуй буяный ветерочек». Утрох.» А знаешь, как оно на зари – чутко, а потом начинают волки: «У У У…». Сейчас то волков нет, несмотря, что леса под боком. Если б тыи волки были, те что раньше, нас у хатах поели бы. Под Волынцевым был забойник, там зверя забивали. Там был тупик между двух рек и Молчозером, и туда всегда загоняли во время охоты зверя.

«Свиной шлях»

Какие то сваты, путивляньские и рыльския, посватались. Девку брали с Рыльска. Свинью в приданное девке дали старики туда. Свинья была поросная (то есть ждала поросят). Так ее и отдали. Свинья ну значит опоросилась тама. А сваты, говорят, якобы рассорились. И свинья ушла из Путивля в Рыльск к своему хозяину с детьми. Сколько там ена шла – никто не знает, только шла так, что от Путивля до Рыльска ни в одно село не зайшла. Дорога эта нигде не пахалась. Ее свиной шлях называли. А сейчас эта дорога засажена лесополосами.

(Иван Карпович Кошелев – муж Лукерьи Андреевны)

О церквах Линово

Пришел в село старец (чи цыган) и стал ходить по вулицам. Пришел на выгон*, поглядел, церква видна на бугре. Дошел до ветряка, тоже глянул – церква стоить. Пришел на Белый хутор* - тоже стоит церква. Пришел на Скиданоуку – тоже стоит. А ен считает же. Пришел на Христа* - церква стоит. Пошел далее, а все считает. Пришелна Горку* - стоит. Сэшел вниз, в центр села, глянул снизу в гору – еще одна стоит. Сойшел на Горяновку* - церква опять стоит. Пошел Гисталовку* - стоить. Пришел на Хфурсовку* - церква стоить. Завод там же у нас, с завода вовсе хорошо видно; на гумно* - тоже улицау нас, вообще видно как на ладони. Так прошел все улицы и насчитал 12 церквей. Такое большое село Линово было (то раньше)900 дворов, а в дворах человек по 7-10. Не то, что сейчас. Никого…

(Прасковья Николаевна Паньшина (1925 г.р.))

Евдокия Лазоревна Фирсова. Рисунок Нечаевой Е. Наша церковь называлась Ильинская, а праздновали добро Николу Зимнего. Ох у нас звон был хороший. Один жил такой, какойся Рахман, а все яго чудаком звали. Аен сам дак звонил тута. 300 раз ударит. Да потрезаонит крепко, хоть танцуй. А тогда побягит за полчаса в монастырь. И там звонит, да трезвонит. Авдей его звали, ен хороший был человек.

Ето правильная была небылица. Бабка одна рассказывала.
Жили дед да баба на хуторе. Етаж колхозы стали. Вот она и кажет:
- Хвилип (на деда), иди, проси коня пахать. А то глянь, все люди пашут. Ен пошел попросил. А председатель ему отвечает:
- Ше таким не давал, а вам – обождете.
Пришел той Хвилип, а баба каже:
- Что ен сказал?
- Ни таким ще не давал коня, а то вам.
- Пойдем, Хвилип, копать! А то люди будут полоть, а мы шей сажать будем.
Пошли, копают. Тады много копали. Мы на себе все копали. Так чуть не половили нас – два огорода вспахали. Дед Галенков плуг запряг. Я в коряни была, бабка Марья яво по один бок. Хфедька Голенкова – по другой бок, а Пестя – от заду. А дед за плугом держался. Да два огорода вспахали. Взяли люди да доказали председателю об этом. Он прибег – а мы на обед бросили (а той было б нам). А соседы вышли, копають, на обед идет звено баб. И как раз председатель стоит у линейке (средство передвижения), у шляпе. Доехал до их огорода, скинул шляпу и кричит: «Слава труду!» А она бабка: «Поцалуй в музду, а деда в сраку, за то, что не дал коняку.» Тут уж Го-Го-Го. Усе звено, народу много. Да бросил председатель той колхоз, перешел в город.

(Евдокия Лазаревна Фирсова (1901 г.р.))

По направлению к Василеву к саду был колодец. Там был шум. Глубокий был – 4-5 метров. Вода в нем текла и играла. А у конторы, что в центре Линово на низу, был колодец мирской. Туда все стекались к нему за водой.
P.S. Мы застали этот колодец загаженным, замусоренным. Вот так.


Прялки, ткачество

Одежду ткали дома – «домотканина». Лен сеяли мало. Основной технической культурой была конопля с семенами, конопля – замашки. Применяли шерсть. Ткали на горизонтальных станах. Поневы ткали на двух подножках – «поножах». Красили холст ольхой, дубовой корой, семенами бузины, луком.


Прялки, ткачествоПрялки, ткачество

Прялки, ткачествоПрялки, ткачество

Прялки, ткачествоПрялки, ткачество

Прялки, ткачествоПрялки, ткачество

Прялки, ткачествоПрялки, ткачество

Рисунок Елены НечаевойРисунок Елены Нечаевой

Рисунок Елены НечаевойРисунок Елены Нечаевой

Рисунок Елены НечаевойРисунок Елены Нечаевой

Присоединиться к группе на ФэйсБук

 
Русские традиции - Russian traditions
Группа: Общедоступная · 1 350 участников
Присоединиться к группе
 

Наш канал на YouTube: