Русские традиции — Альманах русской традиционной культуры

На святки в старинный русский город Алатырь 2007

вкл. . Опубликовано в Архив новостей

ПоходЪ

Дорогой длинною

Городские новостиСвятки у Казачьего Круга в этом году начались с поездки. Сразу после Рождества ансамбль отправился в старинный русский город Алатырь, на самый край Чувашии. Дорога дальняя, но удобная – ночь поездом до станции Шумерля, потом час на машине – и ты на месте. Москва, между тем, не отпускала и в поезде: даже вполне праздничные вагонные разговоры крутились в основном вокруг московских тем и в соответствующем темпе. И как же здорово было выйти из теплого вагона наружу. Половина шестого утра. Темно, фонари горят. Тихо до звона в ушах, слышно как снег тает. Воздух чистейший! Сначала кажется, что чувствуешь его вкус, и легкие сами раздуваются, стремясь поскорее насытиться этим чудом. Наконец-то мы впервые этой зимой увидели настоящий снег. Пусть мягкий и не слишком глубокий, но, как и положено в январе, лежащий сплошным ровным покровом.

Дорога до Алатыря из Шумерли хорошая. Правда, местами, особенно у рек, стоял густейший туман, поэтому ехали не торопясь. Тем не менее, в Алатыре мы были еще до рассвета. И это хорошо, потому что программа нас ожидала обширная.

Обитель

У стен обителиПервым делом мы посетили Свято-Троицкий монастырь. Для нас, людей не совсем хорошо знающих, чем вообще живут сегодня русские монастыри, здесь открылась удивительная картина упорного творческого труда. Двенадцать лет назад на месте разоренного монастыря оставались лишь руины двух промышленных предприятий, превращенных в свалку – печальная картина, увы, слишком хорошо всем знакомая по перестроечным временам. Сегодня молитвами и трудами насельников облик обители изменился в корне. Это уже не просто «территория». Это, без преувеличения, уголок преображенной земли, наполненный светлым, бодрым духом созидания. Проходя через врата в приземистой крепостной стене, попадаешь в пространство, более всего напоминающее корабль: «палуба» невелика, но все постройки умело и с любовью подогнаны друг к другу, всякой вещи определено ее место и назначение. (Многое здесь сделано руками насельников монастыря. Восстановлен колодец Алатырского чудотворца старца Вассиана в пещерной церкви. Замечательна отделка Казанского храма, где монахи сами работали как краснодеревщики). Каждый член команды знает свою задачу и «общий манёвр», бесцельно слоняющихся здесь нет. А с высоты крутого берега Алатыря открывается такой простор, такое приволье, что сразу же вспоминаешь известную истину о том, что «умели строить предки наши». Впрочем, и сейчас умеют и строят: скоро в центре монастыря, у Троицкого собора взмоет ввысь на 87 метров великолепная колокольня, каких немного в современной России. Могучие колокола уже готовы огласить благовестом окрестные веси по берегам Суры и Алатыря.

Щедрый дар

У кельи наместника монастыря архимандрита Иеронима всегда много народу – люди приезжают за советом, наставлением и поддержкой со всех концов нашей страны. Причем по праву можно сказать, что в дверь эту входят православные не взирая на возраст и чин: здесь и трудно живущие старушки, и ищущие жизненного поприща юноши, и любящие матери, и умудренные мужи, которым приходится решать серьезные и сложные задачи. Отец наместник успевает принять очень многих. Уделил отец наместник время и нам. «Казаки, а почему без формы?» — с ходу озадачил нас улыбающийся о.Иероним. И видя наше смущение, перевел беседу на другую тему. Разговор складывался легко, словно с давно знакомым человеком. Никакой «предварительной разведки». Да и времени на это не было – за дверьми ждали новые посетители. Впрочем, никакой спешки тоже не было. И еще раз в разговоре отец наместник крепко удивил Казачий Кругъ – спросив, есть ли среди нас конники, подарил нам коня. Шутка? – Да нет, все серьезно.

Съезжий праздник

Казачий Кругъ У Дома Культуры г.АлатыряОбодренные и окрыленные выехали мы из монастыря в городской ДК. Здесь проходило главное событие святок в Алатыре: съезжий праздник алатырского благочиния на Рождество. Прихожане и священники семнадцати приходов со всего района собрались, чтобы вместе порадоваться рождению младенца Христа. Некоторым пришлось добираться издалека, но, несмотря на это, приезжали целыми семьями, было много детей.

Собравшихся приветствовали первые лица города Алатыря и района. Здесь же присутствовали руководители местных предприятий, учреждений и просто жители города. Во всей атмосфере праздника было что-то особенное, нечто, что трудно сформулировать сразу. Все было к месту и кстати – и торжественное награждение лучших людей района, и лица детей, радостно-любопытные в зале и ответственные во время выступления на сцене, и елка и концерт. Но главным был, пожалуй, дух братства, веселье сердечное, которыми дышал зал. Видно было, что все присутствующие (духовного и гражданского звания люди) собрались сюда не по обязанности и не по должности, а по сердцу.

Такому собранию да в такой день грех не спеть: «Добрый вечер, щедрый вечер, добрым людям на здоровье!» И, когда дошла очередь до песен, Казачий Кругъ с удовольствием спел. Сначала святочные, потом и не святочные. А потом вместе со зрителями поднялись на второй этаж в фойе, где стояла красавица-ёлка и устроили настоящее гулянье с песнями, танцами и играми. Особенно активна была детвора. Мальчишки (которые, как и папы, были, увы, в некотором меньшинстве) и девчонки пели, танцевали, играли в «Ручеек», «Дрему», «Третий лишний» и еще сотню игр.

А после праздника, было еще чаепитие за общим столом, с разговорами о песне, о доме, о семье, в общем, как и положено на хорошем празднике. Снова пели — и Казачий Кругъ, и наши гостеприимные хозяева.

Русский француз

Говоря о гостеприимных хозяевах, нельзя не вспомнить игумена Василия, настоятеля больничного храма в честь Иверской иконы Божьей Матери. Уроженец солнечной Франции, природный француз, здесь в заснеженном морозном Алатыре, живет и служит как православный священник. И мы можем засвидетельствовать – о.Василий – настоящий русский батюшка. Бывший когда-то католическим монахом, пройдя через множество препятствий, он принял православие, перебрался в наши палестины, и вот уже тринадцать лет живет в русской провинции, считая Россию своей второй родиной. А в самом начале встретила она его сразу по-северному сурово. Теперь он с улыбкой вспоминает, как впервые приехав в зимнюю Москву с берегов Иордана, через неделю должен был решиться на купание в «русском Иордане» — Крещенской проруби. Это первое испытание оказалось не самым трудным. Труднее было приехать на новое место, и – не просто чужак, а иностранец! – собрать приход и стать ему отцом. Похоже, что это о.Василию вполне удалось. Храм Иверской Иконы Божьей Матери трудами прихожан восстанавливается. И хотя еще не везде убраны строительные леса, строгая красота, дух храма уже не могут не быть замечены.

Православный Алатырь

Отец Владимир (Теплов) — благочинный г.АлатыряНа следующий день благочинный Алатыря о.Владимир Теплов устроил нам замечательную экскурсию по монастырям и храмам города. Впечатлило не разнообразие архитектурных форм и фактур, а особый дух положительного делания, объединяющий здешних православных. Ведь всего лишь несколько лет назад многие из этих храмов буквально лежали в руинах, заросшие лебедой и заваленные до половины промышленным мусором. Теперь об этих печальных картинах напоминают только старые фотографии. Молитвами и трудами алатырских пастырей и прихожан старинные храмы снова восстают из небытия, строятся новые, и с их появлением меняется сам облик города. Он снова становится старинным русским городом, а не просто «поселением» без лица и памяти. Восстановление алатырских храмов и монастырей – наглядный пример того, что как ни велики трудности возвращения к нормальному ходу жизни, это возможно. Если, конечно, не терять веры и не жалеть усилий.

Вновь возведенные храмы города не могут похвалиться богатым внутренним убранством. Но есть нечто общее для всех почти церквей, что не могло быть не замечено и оценено нами – особый стиль здешних иконостасов. Различающиеся в технике исполнения и материалах, они очень близки может быть даже не стилем, а духом. Простые и утонченные одновременно, они настраивают входящего в храм не на восторженное любование роскошью украшений. Их высокое художество не использует контрастных тонов, не бросается в глаза, оставаясь всегда лишь фоном, декорацией для главного объекта – иконописного образа.

На границе

Часовня новомучеников и исповедников российскихНа краю города, у кладбища стоит небольшая поминальная часовня Новомучеников и исповедников Российских. Ладно собранная из бревен, внутри наполнена запахом ладана и сосновой смолы. Рядом – дом священника. Отец Сергий родом со Ставрополья, из казаков. В шутку кто-то говорит, что здесь он живет тоже по-казачьи: на границе. Только не на государственной, а между жизнью этой и жизнью вечной. Заходим в дом. Все-таки святки – похристославили. Хозяева – большая дружная семья – гостей угостили, за стол усадили. Поговорили, попели, посидели как у соседей.– по-свойски. И поспешили дальше. Невелик Алатырь, а хороших людей много – надо везде успеть.

Скит

И, наконец, последняя точка в нашей экскурсии – Рождественский скит Свято-Троицкого монастыря. В чистом поле своими руками монахи и их добровольные помощники-трудники выстроили образцовое хозяйство с коровником (молоко – вкуснейшее!), теплицей, птичником, рыборазводным прудом. Вокруг скита раскинулись полевые угодья, с которых и кормится вся здешняя живность. А над заснеженной округой возвышается белый красавец – Храм Рождества Христова. Народ здесь особый. Молится и трудится. И от людей ли, от самого ли места – становится на душе спокойно, растворяется вся наша городская суета.

Мысли в пути

Рождественский скитУже поздно вечером, в поезде, все вспоминаем подробности, обсуждаем детали. Город Алатырь понравился всем. Особенно люди, с которыми нам довелось познакомиться. Кто-то сказал, что более всего дело алатырских подвижников похоже на восстановление народного хозяйства после войны. Только тут кроме чисто хозяйственных вопросов речь идет еще и о восстановлении душевного и духовного «хозяйства». О стяжании Духа.
Ну, а мы уезжаем не без заботы – с конем-то что делать будем? Нам ведь тут, братцы, коня подарили! Как тут не вспомнить старинную «Ой, да во кругу, е-эй, толечко стоял душа добрый конь…» Надо что-то думать о коне. И о душе.


Дни славянской письменности и культуры в Алатыре

Березовый праздник

Совсем недавно, говоря о Днях славянской письменности и культуры, подразумевали обычно только мероприятия в Москве, завершающиеся по традиции в день святых Кирилла и Мефодия крестным ходом к их памятнику на Славянской площади. Сегодня же значение этого своеобразного, одновременно и светского и религиозного праздника для всей нашей страны трудно переоценить. В провинции, где последствия культурной разрухи последних двух десятилетий являют собой особенно тяжелую картину, обращение к своим истокам, к фундаментальным ценностям, на которых веками стояла русская цивилизация, представляет собой естественный путь к выходу из культурного тупика, в который толкает нас разрушительная идеология потребления. В больших и малых российских городах люди чтут память святых просветителей славян и думают о том, каким будет лицо России в ближайшем и отдаленном будущем. В мае 2007 года ансамбль «Казачий Кругъ» представлял Инициативу «Походъ» на Днях славянской письменности и культуры в г.Алатырь.

Непосредственную организацию взяли на себя отделы образования и культуры города, работавшие в тесной связке с Алатырским благочинием. Празднование Дней в Алатыре в этом году включало много мероприятий, разнесенных во времени. Мы же приехали в город в самом конце праздничных дней, накануне Троицы.

Наверное, это один из самых красивых православных праздников. Украшенный березками храм благоухает не только неизменным запахом ладана, но и всеми ароматами местных лесных, полевых трав и цветов, устилающих пол. Воздух в Храме Рождества Богородицы, куда мы направились прямо с дороги, пропитался густым покосным, березовым духом. Стоять на такой службе легко, праздник не только во внешнем убранстве, праздник в душе.

После братского обеда с прихожанами отправляемся в городской парк, где уже выступают художественные коллективы города и района. Заняв одну из лужаек, мы тоже заводим песни, вместе с местной молодежью поем, танцуем, водим хороводы. Очень украсили гулянье алатырские девушки в праздничных народных костюмах, со знанием дела выполненных собственными руками. Яркие их сарафаны, вышитые рубахи выгодно отличаются от бейсбольно-маечного одеяния тех, кто пришел «просто посмотреть». Впрочем, хороводы, игры и танцы затягивают всех, вне зависимости от «формы одежды». У нас на площадке участвуют все, без деления на зрителей и артистов. Из местных мужчин только один Михась Босяков в национальном костюме, зато в каком! Потомок белорусских переселенцев, он старается крепко держаться своего обычая.

Вечером большое событие: на престольную службу в Свято-Троицкий монастырь приезжает владыка Варнава, митрополит Чебоксарский и Чувашский.

Духов день

На следующее утро в Свято-Троицком соборе снова проходит архиерейская служба. Несмотря на то, что сегодня понедельник, рабочий день, (День Святого Духа всегда празднуется на следующий день после Троицы), храм полон народу – местные, приезжие, старики, молодежь, мужчины и женщины. Сама служба очень красива и торжественна. Великолепный, совсем еще новый храм, безупречные певчие на хорах, сосредоточенные лица священников, одетых в троицкие зеленые ризы и в центре – владыка Варнава, благословляющий паству. Немолодой уже человек, он не уходит из храма, пока под благословение не подойдут все собравшиеся в храме священники, монахи и миряне. Монастырь провожает его торжественным колокольным звоном.

После службы у храма Иверской иконы Богородицы собираются прихожане нескольких приходов на крестный ход в Святодуховскую обитель. Нашим казакам тоже посчастливилось идти с хоругвями и иконами. Путь недалекий – километра три. Солнце печет как где-нибудь на Кубани, или еще южнее. Сначала отправились молча, но потом отец Сергий запел тропарь, народ подхватил, сначала нестройно, потом дружнее. С пением идти стало легче, сразу почувствовалось единство всего хода. Прошли через город, потом через парк к берегу Суры. И вот, на зеленом склоне у реки открылась нам обитель. Разрушенная в прошлом веке «строителями нового общества» церковь с проломанной стеной и обрушенным куполом сохранила в своем облике строгую красоту и достоинство. Слева, за убегающим вниз зеленым склоном, показалась и спряталась в зелени кустов быстрая Сура, а за ней раскинулся низкий правый берег, тоже поросший кустарником.

У разрушенной обители крестный ход уже поджидала большая группа местных жителей – пришли поучаствовать в службе. Иконы и хоругви, принесенные из Иверского храма, поставили на место иконостаса, перед ним расположились священники и певчие, все пространство в стенах заняли прихожане, кто-то даже остался вне стен – места не хватило. И начался молебен. Особенная это была молитва. Неспешная, размеренная. Никто никуда не спешил, три священника по очереди читали Евангелие, пел хор, позвякивало кадило. И все это происходило в полной тишине, никто не перешептывался, не переходил с места на место, не было никакой суеты. Удивительно, как этот общий единый настрой людей создавал ощущение Храма. Будто не разбитые, взорванные стены окружали молящихся, а живая обитель.

Это стояние на берегу Суры открыло весь смысл того, чем сегодня стали для нас Дни славянской письменности и культуры. Здесь собрались вместе разные люди: священники, вечные «церковные» бабушки и совсем молодые люди, работники культуры и простые труженики, зрелые люди и их малые дети. И вместе сделали еще один, пусть небольшой, но очень важный шаг к тому, чтобы сохранить свою веру, свою культуру, свой язык и имя, доставшиеся нам по праву наследства. Встали вместе, чтобы противостоять греху беспамятства и предательства. И чтобы, какую бы сладкую и легкую жизнь не предлагали нам новые «учителя» века сего, не сбиваться со своего пути. Пусть порой трудного, но верного.

После молебна все вышли на опушку рощицы, откуда открывался замечательный вид на реку. Встали в круг и вместе пели. Про три садочка над яром. Про корабель, что плывет по реке. Про калину на высоком кургане. Про черного ворона и ясного сокола. И слушала нас река Сура, спешащая меж зеленых берегов к Волге. Слушали вековые дубы над нашими головами и дальние поля на той стороне – вся наша земля. Давненько никто не пел для нее. Соскучилась.

Метки: Святки

Канал на YouTube:

Группа на FaceBook